Форум » Соседние места » Бывшая ОранЭЛ (первая трамвайная линия) » Ответить

Бывшая ОранЭЛ (первая трамвайная линия)

иван: ОРАНиенбаумская Электрическая Линия Сюда материалы по этой дотрамвайной истории общественного транспорта Петербурга.

Ответов - 18

ALEX: Строительство дороги на участке Петербург—Петергоф началось в 1853 году, но было прервано Крымской войной. Возобновилось оно в августе 1856 года, а 21 июля 1857 года открылось движение поездов Петербург—Петергоф. ... далее читайте здесь: http://www.oranienbaum.org/ulmenn.html Источник: А. И. Карху «Истоки»

иван: "Княжий привал" - это начало Трамвайного проспекта, там было "Княжево". Большой красный дом напротив выезда из трампарка (депо Княжево) - это здание бывшей подстанции ОРАНЭЛы. Рельсы увезли в Баку для пригородной дороги, а силовые агрегаты - на уральские рудники. 30 саженей - это 60 м. Так, графиня Кушелева за мызу, располагавшуюся на месте нынешней станции Лигово... Этого я не знал. Я, основываясь на карте 1870, полагал, что мыза Кушелевой восточнее, у мостика через Дудергофку, где сейчас синий бетонный забор. А может она там другой дом построила, когда ж.д. провели?.. Строительство дороги на участке Петербург—Петергоф началось в 1853 году, но было прервано Крымской войной. Возобновилось оно в августе 1856 года... Как раз в эти годы графиня Кушелева вступила в права владения Лиговым (1855).

Д.митрий: Оранэла - первая российская электричка http://www.electrotrans.spb.ru/1/page53.html


Д.митрий: Лишь в октябре 1929 года Ленсовету удалось победить, и 25-километровая электрическая линия «Нарвские ворота – Стрельна» была передана Управлению Ленинградских городских железных дорог, став Стрельнинской линией ленинградского трамвая с Княжевским трампарком (с 1929 года — парком им. И.Е. Котлякова) и собственным подвижным составом. Парк получил трамвайные вагоны МС и ПС. Пути бывшей Оранэлы соединились у Нарвских ворот с городской трамвайной сетью, а южнее завода «Красный путиловец» у разъезда верфи было устроено новое трамвайное кольцо. С 1930 года от площади Балтийского вокзала можно было попасть в Стрельну и на паровике Балтийской железнодорожной линии, и на трамвае 28 маршрута, самого протяженного в городе. http://www.electrotrans.spb.ru/1/page53.html

jebediah: Кто-нибудь знает, что сейчас творится в здании электроподстанции? В последнее время у входа постоянно пасутся "газели" и снуют рабочие, а сегодня я видел, как разбирают крышу.

Atom: она под охраной КГИОПа, так что не снесут, не волнуйтесь

jebediah: Здание обновлено свежим кирпичом, вставлены пластиковые окна, внутри происходит что-то масштабное. Никакой информационной таблички или паспорта объекта нет.

иван: Всё банальнее.... http://www.skalito.ru/portfolio/index.htm Реконструкция здания бывшей тяговой подстанции электрофицированной дороги «Оранэл» под культурно-развлекательный комплекс. Кирпичное здание на пр.Стачек д.91 было построено в 1914-1915 гг. по проекту архитектора А. И. Зазерского , как трансформаторная подстанция первого городского электропоезда "ОранЭЛ" . И на сегодняшний день является региональным памятником промышленной архитектуры. http://www.peterburginzhstroy.ru/gallery.html 1. Проект реконструкции здания бывшей тяговой подстанции электрифицированной дороги "ОРАНЭЛ", расположенной по адресу СПб., проспект Стачек, д.91, лит.А., под пивной ресторан

Atom: лучше бы под пивной ресторан

иван: Так и сбудется! И будем мы по пути домой останавливаться также, как бывало в Красном кабачке. Просто "намоленное" место, мимо него не проедешь. ;) Не удивлюсь, что его так и назовут.

Atom: почему бы и нет, по цвету подходит

comme1: Так и сбудется! И будем мы по пути домой останавливаться также, как бывало в Красном кабачке. Просто "намоленное" место, мимо него не проедешь. ;) Ага, и форумчане по пятницам Дабы перед работой за субботу и воскресенье раны зализали. Острые предметы не имеют права быть, стулья привинчены.

иван: Подписано: «Здание электростанции ОРАНЭЛы. 1913 г.» Из книги Н. Перевезенцевой "По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины" © Н.А. Перевезенцева. 2004 г. © Издательство ОСТРОВ.

иван: О ходе реконструкции на сайте строителей «СКАЛИТО» http://www.skalito.ru/portfolio/16/index.htm Декабрь 2010 г - январь 2011 г Проектом предусматривается реконструкция здания с перепланировкой в пределах капитальных стен, реконструкция кровли с заменой стального окрытия, реставрация и ремонт фасадов. 1. Начались подготовительные работы по демонтажу и устройству проемов в плитах перекрытия под лестницы. 2. На четырех этажах произведены работы по устройству дверных проемов с монтажем металлических перемычек из швеллеров и обойм. 3. Демонтированы внутренние бетонные лестницы здания. Февраль 2011 г - Май 2011 г 4. Для формирования будущих помещений здания выполнена кирпичная кладка перегородок с заложением существующих проемов и их усилением. 5. Начались работы по устройству монолитно-бетонных лестничных маршей и площадок по подготовленным косоурам. 6. При реконструкции старых зданий особое место занимают работы по усилению несущих конструкций. В связи с этим, на первом и цокольных этажах произведено усиление существующих стальных колонн металлоконструкциями для увеличения жесткости конструкций; на четвертом этаже существующие ригеля усилены методом торкретирования с увеличением сечения; а плита перекрытия усилена стальной сеткой с укладкой бетона и увеличением толщины перекрытия. Июнь 2011 г - Август 2011 г 7. В реконструируемом здании трехэтажный корпус имеет двухскатную кровлю, а двухэтажный -вальмовую кровлю с небольшим уклоном. Нам необходимо выполнить устройство металлической стропильной системы, утеплить чердак, устроить мансардный этаж, смонтировать новое стальное окрытие кровли с люками для выхода на кровлю из лестничных клеток, обустроить слуховые окна. Работы по реконструкции кровли начались с демонтажа и разборки кровли. 8. Проведены работы по устройству монолитных поясов и опорных столиков для опор балок несущих конструкций кровли. 9. Фото «Монтаж на отм.+12.750». Выполнен монтаж металлоконструкций и стропильных систем для устройства кровли, обрешетка, теплоизоляция и покрытие кровли оцинкованной сталью.

Lashner: Думаю, этот пдф-файл с эраунда лишним в этой теме не будет: По вопросу о сооружении электрической железной дороги Санкт-Петербург - Ораниенбаум - Красная Горка. Журнал Комиссии о новых железных дорогах. 1907 г.

Lashner: В подстанции Оранэлы на днях прошла очередная краеведческая конференция по Кировскому району, так что был повод заглянуть. Внутри, в принципе, ничего особенного, сейчас там спортклуб. Изначально, в 2000-х, хотели сделать огромную стеклянную пристройку с казино - но игорный бизнес как раз стали выводить в резервации. Потом речь зашла про пивной ресторан, но в итоге сделали именно спортклуб. На цокольном этаже разместилась выставка по Оранэле. Первый, нереализованный (и это хорошо) вариант реконструкции:

admin: Здесь хотели открыть казино. История Княжевской подстанции в Петербурге https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/zdes-khoteli-otkryt-kazino-istoriya-knyazhevskoy-podstantsii-v-peterburge/ - Тяговая электрическая подстанция - постройка утилитарная, а как изящно и даже романтично выглядит! Замечательный памятник архитектуры, истории и техники, - говорит Сергей Баричев, организатор музея-клуба Оранэлы, располагающегося как раз в этом здании. Это одна из трех подстанций, возведенных специально для Ораниенбаумской электрической железной дороги (позже - ОранЭЛ, или просто Оранэлы). Построенная в 1914 - 1915 годах, она уцелела практически в первозданном виде. Подстанция называлась Княжевской - от Княжева, названия ближайшего дачного поселка, возникшего в начале ХХ века. Тот в свою очередь получил имя от титула своего основателя - князя Николая Куткина. Подстанции должны были питать рельсовый электротранспорт на 65-километровом протяжении Оранэлы от Нарвских ворот до Красной Горки. Причем Княжевской предназначалась роль «старшей сестры». Трехфазный ток к ней должен был поступать от Центральной электрической станции в Волынкиной деревне (современный адрес: ул. Калинина, 55). Автор проекта подстанций точно неизвестен, но исследователь Оранэлы Николай Гольцов не без оснований считает таковым инженера Федора Тейхмана. - Часто упускают из вида, что Оранэла задумывалась не только и не столько как транспортный проект, но и энергетический. Центральная электростанция должна была обеспечивать потребности всего южного побережья Финского залива. По проекту, она могла производить до 30 мегаватт электроэнергии. Для сравнения: мощность первого советского ядерного реактора была в шесть раз меньше, - поясняет Баричев. Оранэла была частным концессионным предприятием, причем чиновники поставили жесткие условия: если движение не будет запущено в срок (в конце 1915 года), то предприятие переходило в собственность государства. Из-за начавшейся войны власти допустили послабление, и движение хоть и запустили почти вовремя, но не на всем протяжении: сначала от Нарвских ворот до Путиловского завода, а потом, почти сразу, - до Княжева. По путям побежали «модернизированные» городские трамваи, эвакуированные из Риги незадолго до того, как ее захватили германские войска. В 1917 году было запущено движение до Привала - современного пересечения проспектов Маршала Жукова и Стачек. Во время Гражданской войны и разрухи Оранэла работала с перебоями. Ситуация улучшилась в мае 1920 года, когда она стала действовать как обособленная железная дорога, относившаяся к Наркомату путей сообщения. Но практически сразу, желая расширить трамвайную сеть, на Оранэлу стал претендовать город. И в итоге осенью 1929 года добился своего... - Когда Оранэлу запускали, она использовала электроэнергию города: Центральная электростанция так и не заработала, хотя на ней уже смонтировали дорогостоящее английское оборудование. В начале 1920-х годов его разобрали и перевезли в Пермский край: оно могло работать только на высококалорийном английском угле, а в Петрограде его попросту не было. За Уралом же, возле современного города Губахи, находилось месторождение угля со схожими характеристиками, - рассказывает Баричев. Здание Княжевской подстанции до конца 1920-х годов, по всей видимости, использовалось под склад, а затем там разместился клуб расположенного рядом трамвайного парка имени Котлякова. Тогда же здесь установили трансформаторное оборудование, необходимое для работы Стрельнинской линии. В блокаду рядом проходил рубеж обороны «Ижора», а на крыше устроили наблюдательный пункт: отсюда обзор как минимум до Стрельны. Несмотря на то что Стрельнинская линия во время войны была практически полностью разрушена, уже в декабре 1944 года возобновилось движение от Кировского завода до Княжевской подстанции. И здание снова пригодилось: после войны в машинном зале заработали трансформаторы, а в остальных помещениях устроили общежитие. Агрегаты гудели день и ночь: об этом вспоминают люди, жившие здесь... Горячая вода была только на нижнем этаже, где работала своя кочегарка, и жильцам приходилось спускаться туда с бидонами. Вообще здание в целом повторило судьбу Оранэлы. Оно могло погибнуть несколько раз - и во время войны, и позже: были планы его снести, когда начали расти новостройки. В 1980-е годы общежитие расселили и здесь устроили спортклуб «Энергия» Трамвайно-троллейбусного управления. В середине 1990-х годов он стал пользоваться дурной репутацией, его закрыли, и здание опять едва не погибло: несколько лет стояло пустое, с полуразрушенной кровлей. Затем появился частный владелец, пожелавший создать тут торгово-развлекательный центр с казино. Предполагалось пристроить новый корпус, причем проект, разработанный в 2003 - 2004 годах, прошел все согласования: у бывшей Княжевской подстанции еще не было охранного статуса. Но судьба в очередной раз как будто бы хранила ее: от проекта отказались, поскольку в 2006 году игорные заведения в России запретили: их отправили в специальные зоны. Тогда появилась идея устроить в бывшей подстанции пивной ресторан. Под него постройку привели в надлежащий вид, даже смонтировали оборудование. Однако в последний момент собственник принял решение в пользу спортивно-развивающего центра, который и открылся тут в 2017 году. - Нельзя не сказать особое спасибо «хранителю» здания - главному инженеру Юрию Михайловичу Козловскому, который уже двадцать лет занимается его судьбой. Он очень грамотный и скромный человек. Именно с его легкой руки в цокольном помещении в апреле прошлого года и появился небольшой музей, - говорит Баричев. Здесь можно и познакомиться с историей Оранэлы, и увидеть самые разные артефакты. Например, коллекцию трамвайных билетов и талонов, причем не только питерских. Есть даже работающий компостер (все помнят, что это такое?), на котором можно пробить на память сувенирный входной билет в музей. - Дорогой нам экспонат - старая табличка 36-го трамвая с автографом Дмитрия Достоевского - правнука писателя. Дмитрий Андреевич с 1971-го по 1979 год работал вагоновожатым, причем как раз на стрельнинском маршруте, - с гордостью добавляет создатель музея. В музее проходят лекции, экскурсии, выставки и даже школьные конкурсы исторического 3D-моделирования. В конце минувшего года здесь начали создавать портретную галерею ученых и инженеров, внесших вклад в развитие трамвайного движения в нашем городе. Первым стал портрет инженера Генриха Графтио. Будучи крупнейшим электротехником, он являлся еще и главным инспектором строительства Ораниенбаумской электрической железной дороги. Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (6615) от 31.01.2020 под заголовком «Подстанция, не ставшая казино».

иван: Статья Сергея Баричева в газете "Вести Стрельны" апрель 2019 Потерявшаяся сестра из семьи Оранэлы кликните для увеличения



полная версия страницы