Форум » Соседние места » Ульянка » Ответить

Ульянка

admin: Общение по теме «Микрорайон Ульянка»

Ответов - 21, стр: 1 2 All

admin: Церковь Святого Митрополита Петра на Ульянке Ксения Табачник 26 Апреля 2018 (10 класс, Гимназия №209 «Павловская», Юношеский университет Петербурга). Глава 2. Переломный 20 век. 2.1. На закате эпохи Империи К 1917 году храм на Ульянке переживал пик своего могущества. Согласно источникам, территория прихода включала в себя Петергофское шоссе со всеми боковыми улицами и деревнями от Новоовсянниковской улицы и Огородного переулка до Новознаменской дачи включительно и деревень Старое и Новое Паново в сторону Красного Села. К двум тысячам постоянных прихожан добавлялись временные прихожане в лице рабочих Путиловского завода. 2.2. Революция. Довоенное время Информация о жизни храма на Ульянке после 1917 года крайне скупа. Согласно справочнику Н.Ю. Черепиной и М.В. Шкаровского, с 1917 по 1925 гг. официальным настоятелем церкви являлся Александр Васильевич Охонский. В 1919 году был зарегистрирован Устав Ульянковской приходской общины, а церковь была передана верующим. Обратившись к архивным источникам, я обнаружила регистрационные карточки всех священнослужителей религиозного культа Ульянковской церкви 1922 года: Павла Николаевича Покровского (48 л.), Александра Васильевича Охонского (52 г.), Николая Александровича Листова (46 л.), Василия Васильевича Сутского (43 г.). Особого внимания заслуживает регистрационная карточка церкви, составленная 11 сентября 1922 года. При этом сама церковь упоминается в документе как Приходская Ульянковская Св. Петра Митрополита и приписная кладбищенская на Красненьком и числится по адресу ул. Стачек, 156. В регистрационной карточке приведен список членов двадцатки: Ф.Д. Ильин, М.А. Загарский, Г.Е. Карелин, С.М. Хайлов, Алекс. Яковл. Тупорылов, Алекс. Н. Гоерц, Г.И. Монахов, И.Д. Смыслов, И.Н. Брызгалов, Г. М. Красавин, С. И. Шевяков, М.Г. Злаков, Андр. Вас. Бурмистров, М. Кожанов, Ф.Е. Анисимов, П. Алекс. Семенов, Е. Волков, М.И. Лебедев, а также дата переизбирания двадцатки – 5 марта 1922 г. Следует упомянуть и приведенную ниже дату отчуждения церковной земли – 1918 г., а также информацию о передаче метрический книг в 1919 г. В Гражданский отдел Петерг.-Нарвского района. Переписка с Центральным Продовольственным комитетом продовольственной управой и церквами, начатая 2-го февраля 1917 года, а законченная в августе 1919 года, подтверждают факт, что церковь Св. Петра Митрополита Московского продолжала работать и после революции. В данном историческом документе приводится «Список церквей, монастырей и подворий, коим назначена мука для печения просфор на декабрь 1917 г.». В нем представлены действующие святыни г. Петрограда, и среди них присутствует и Ульянковская церковь, значащаяся под номером 25. В архивных данных приводятся финансовые отчеты церкви за 15 сент. 1917 – 15 сент. 1919 гг., согласно которым основная часть доходов храма поступала от продажи свечей и огарков, а также опись церковного имущества. Архивные документы свидетельствуют о том, что в еще в 30-е годы церковь Святого Петра Митрополита являлась действующей, однако, по неизвестной причине не состояла на учете в бюро охраны памятников, что является крайне удивительным, если учитывать всю ее историческую значимость. 2.3. Великая Отечественная Война Согласно справочнику Н.Ю. Черепиной и М.В. Шкаровского, последним настоятелем храма являлся Александр Иоаннович Виноградов (с 1935 г.). В 1940 году церковь в Ульянке была закрыта. Однако с марта 1941 года храму было разрешено исполнять функции кладбищенской церкви в связи с тем, что церковь на Красненьком кладбище «сгорела до основания». В годы Великой Отечественной войны церковь находилась на линии фронта, из-за чего была сильно разрушена. В таком виде здание простояло до 1947 года. Тогда же по решению властей того периода руины церкви, частично пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, были снесены, и через то место в 1963 году при строительстве 1-го квартала Ульянки прямо по месту, где стояла церковь, была проложена улица Лёни Голикова. Глава 3. Настоящее. Судьба распорядилась иначе. В 1991 году начинается возрождение храма во имя Святителя Петра Митрополита – на пустыре, еще не застроенном жилыми зданиями. Как утверждает первый и единственный настоятель храма, архимандрит Иринарх (Соловьев), небольшой храм из деревянного бруса построен на месте самой первой деревянной церкви, где Петр впервые услышал радостную весть о победе над шведами – на живописном возвышении Ледеринового уступа, углу проспекта Стачек и улицы Лёни Голикова. Архимандрит Иринарх (Соловьев) на страницах православного журнала «Вода живая» делится своими воспоминаниями о начале строительства новой церкви: «…Когда меня назначили настоятелем этого прихода в 1992 году, мы на табуретке служили молебны. Под дождем и снегом, — делится архимандрит Иринарх. — Сколько было волнений! У нас крали стройматериалы, творили нам пакости, денег не было. Первые прихожане, как милостыню, ходили и собирали деньги на строительство. Христовы люди, так я их называю…». По словам старосты прихода, Виктора Лущика, отца Иринарха назначили «служить на пустое место», когда в основании будущей церкви было сложено только четыре бревна! Работы заняли около 10 лет, в 2001 г. Закончились постройкой притвора и звонницы над ним. Однако новый храм был освящен на 6 лет раннее – 2 октября 1994 года архимандритом Иринархом (Соловьевым). 18 октября 1994 года, в день памяти святителей Московских, великое освящение храма совершил митрополит Иоанн (Снычев). Из прежнего храма сохранилась лишь главная святыня — храмовый образ святителя Петра, митрополита Московского. Его обнаружили на подворье Оптиной Пустыни, куда она была передана из фондов Казанского собора, тогда музея. Когда приход обратился с просьбой о возвращении, братия подворья великодушно согласилась. Остальные же святыни были бережно собраны как самим настоятелем, так и прихожанами. По словам архимандрита Иринарха (Соловьева) на страницах журнала «Вода живая»: «…Икону благоверного князя Александра Невского нам пожертвовали, мы отреставрировали её, повесили достойную лампаду. А этот крест я нашел и купил в комиссионном магазине в «Пассаже», когда однажды прогуливался по Невскому. Эту икону Божией Матери «Нечаянная Радость» я принес из дома…<… Иконы в церкви старинные, намоленные. Всё, что вы видите, мы имеем милостью Божией и стараниями прихожан и сподвижников. Уже 24 года на этом месте мы созидаем… >…». Со страхом вспоминают пожар, охвативший храм десять лет назад, в 2007 году. В чердачном куполе произошло короткое замыкание. К счастью, пожарная часть располагалась недалеко, поэтому предотвратить беду получилось быстро. Архимандрит Иринарх вспоминает на страницах журнала: «…Бог судил нам успеть вынести все иконы, но облачения в ризнице и само здание сильно пострадали. Пришлось многое восстанавливать и приобретать заново…». 26 марта 2014 года при Храме Святителя Петра митрополита Московского с благословения Архимандрита Иринарха был создан благотворительный фонд развития и поддержки православия «Батюшка». Первостепенной задачей фонда "Батюшка" является возрождение каменного Храма Святителя Петра Митрополита Московского Всея России Чудотворца. Любой желающий может внести в фонд посильные пожертвования на развитие и возрождение Ульянковской церкви. Заключение В заключение следует добавить, что в своей работе я постаралась всесторонне исследовать историю церкви, начиная с ее первого появления в первой четверти 18 века и заканчивая нашим временем. Мною была выполнена каждая поставленная в начале исследования задача. Обратившись ко всем доступным для меня источникам, начиная с научной литературы и заканчивая архивными источниками, я собрала, обобщила и систематизировала весь необходимый материал, отразивший историю храма и участка Петергофского тракта, на котором он стоял, а также смогла дополнить его новыми данными. Это помогло мне не только дать полное описание архитектурного убранства церкви и ее святынь, но и, изучив метрические книги прошлых веков, выявить социальный состав прихожан храма. Обратившись к современным источникам, а также к священнослужителям современной церкви св. Петра Митрополита, я сумела проследить судьбу храма в наше время. Как исследователь, а также житель нашего прекрасного города, я убеждена, что сохранение памятников – это сохранение памяти, исторического облика города и памяти каждого человека о своём доме, о своём городе, о своей жизни. Несомненно, мы обязаны бороться за сохранение памятников истории и культуры, ведь таким образом мы сохраняем и историческую память обо всём, что нас окружало и должно окружать. Мы должны беречь уникальный исторический облик родного города. Наш долг – сохранять памятники истории и культуры, так мы сохраним историческую память, установим связь с прошлым, без которой немыслима любовь к Родине.



полная версия страницы