Форум » Карты и аэроснимки » Кто снял аэрофото 1939 года? » Ответить

Кто снял аэрофото 1939 года?

admin: Кто снял аэрофото 1939 года? Вопрос загадочный и вызывающий много толкований. Ищем исторический ответ... Несколько снимков наших мест можно найти ЗДЕСЬ остальные - здесь.

Ответов - 15

SP: Известная АФС 1939 года (№161). Кто делал эти снимки? Есть предположение что финны (вооружённый конфликт между СССР и Финляндией был с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года). Если присмотреться, то можно увидеть тень от самолета (примерно в центре), которая говорит о марке самолета. При копировании качество ухудшилось, но тем не менее. Летом 1939 г. на вооружении эскадрилий дальней разведки в основном стояли двухмоторные самолеты Не-111Р/Н и Do-17P. Тень больше похожа на тень от Не-111Р/Н (нос короткий) Вот интересная статья про АФС немцев http://lib.rus.ec/b/167137/read

иван: Архивы то немецкие. Перед войной была "дружба" с Германией. Даже Геринг был на стажировке в Союзе. Вот они по "дружбе" и сняли нашу землю для своих карт.

Atom: Да это немцы могли снимать прямо с гражданского самолета, необязательно военного.


SP: Дата съемки одна - 15.08.1939 ,а если бы снимали с гражданских -,дат было бы много. Выходит ,что уже как минимум с 1939г.начали готовиться к войне с Россией.

иван: Вот и я это подразумеваю...

archeoclub: Съемка, насколько мне известно проводилась с самолетов Люфтганзы - на них летали под видом гражданских военные летчики. А аэродром и аэропорт был как раз "по пути" - парк Авиаторов нынешний.

иван: SP пишет (285): Известная АФС 1939 года. Кто делал эти снимки? Есть предположение что фины. (вооружённый конфликт между СССР и Финляндией был с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года). Если присмотреться , то можно увидеть тень от самолета (примерно в центре), которая говорит о марке самолета. При копировании качество ухудшилось, но тем не менее. Да, это были купленные Финляндией английские фоторазведчики Bristol Blenheim PR Mk I, на которые была установлена немецкая аппаратура для воздушной съёмки. В отличие от поздних модификаций, большую часть "Бленхеймов" Mk.I построила сама фирма Бристоль. Около 650 самолетов было выпущено для Королевских ВВС, а ещё сорок четыре машины пошли на экспорт (двенадцать в Финляндию, тридцать в Турцию и две в Югославию). Чтобы удовлетворить требования Королевских ВВС, нуждавшихся в различных типах самолетов, Бристоль не раз модифицировала "Бленхейм" Mk.I. Одной из таких модификаций был фоторазведчик, который получил обозначение "Бленхейм" PR.Mk.I. http://airspot.ru/catalogue/item/bristol-blenheim На базе «Blenheim Mk.I» построили две экспериментальные машины (в обоих случаях переделывались серийные самолеты). Одной из них был «Blenheim PR.Mk.I» – по замыслу конструкторов, скоростной невооруженный фоторазведчик. Размах крыла немного уменьшили, законцовки его сделали почти прямоугольными, сняли верхнюю турель (башню пулемётчика), тщательно загерметизировали все люки и лючки, уменьшили площадь остекления носовой части, форсировали двигатели и поставили новые винты-автоматы "Ротол". Для улучшения аэродинамики вместо нанесения обычного камуфляжа самолет покрасили очень гладкой краской Sky Blue и отполировали все поверхности. Однако, эффект всех этих мероприятий оказался невелик и серийно PR.I выпускать не стали. http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_velikobritanii_vo_vtoroi_mirovoi_voine_bombardirovshiki_chast_i/p8.php

SP: Значит истина определена .Мы видим тень от самолета английской фирмы с немецкой оптикой и с финским летчиком

admin: В середине 1939 года фирма Bristol предприняла ещё одну попытку увеличить скорость “Blenheim”. По заказу Министерства Авиации началась разработка разведывательного варианта этого самолёта. С бомбардировщика “Blenheim” Mk.I сняли всё вооружение, полностью ликвидировали створки бомболюка, уменьшили площадь остекления в носовой части фюзеляжа и применили прямые законцовки крыла вместо полуэллиптических, уменьшив размах на 1,12 м . Стыки листов тщательно зашпаклевали, покрыв сверху специальным лаком. В январе 1940 года “Blenheim” PR.Mk.I совершил свой первый полёт, развив на дальнейших испытания скорость 489 км\ч. Военные ожидали от этого варианта большего, однако расчеты, проведенные специалистами моторостроительного отдела показывали, что даже с двигателями “Merlin” XX скорость “Blenheim” PR.Mk.I не превысит 507 км/ч вместо требуемых по ТТЗ 533 км/ч. О скоростном разведчике пришлось забыть. http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/gb/bristol_blenheim.htm

SP: Финский «призрак» над СССР http://topwar.ru/63939-finskiy-prizrak-nad-sssr.html Текст: Капитан финских ВВС Армас Эскола (2-й слева) совершил летом 1939 года 13 удачных разведывательных полётов над советской территорией, включая Ленинград, Кронштадт и Петрозаводск.

николаевич: SP пишет: Финский «призрак» над СССР Спасибо SP за публикацию интересного материала.

иван: Армас Ескола – человек, приблизивший войну 22 мая 2009 Отношения между Финляндией и СССР в 1920-30-х годах неизменно были холодными. В Финляндии опасались советской агрессии, а в Советском Союзе помнили, что именно финны начали советско-финскую войну 191822 годов, а также предоставили возможность западным странам, недружественным СССР, возможность напасть на советскую республику со своей территории. В предвоенный год СССР регулярно заявлял о том, что с территории Финляндии совершаются разведывательные вылеты. Финны утверждали, что не вели авиаразведку. Более того, руководство страны обвиняло советскую сторону в нарушении границы. Взаимные обвинения усиливали напряженность. Долгое время считалось, что ноты протеста, выдвигаемые Финляндией, были правомочными, а СССР пытался «запутать следы». Лишь в 1979 году финны признали, что разведвылеты имели место. А в 2006 году были обнародованы документы, открывающие по-настоящему новую страницу в предыстории войны. Оказалось, что летом 1939 года капитан Армас Ескола (Armas Eskola), один из самых опытных пилотов-бомбардировщиков финских ВВС, совершил несколько тайных разведывательных вылетов с целью фотографирования территории северо-запада Советского Союза. В 1937 году финские ВВС получили на вооружение современные британские бомбардировщики «Бристоль Бленхейм», шесть из которых были перегнаны в Финляндию Есколой. В середине апреля 1939 года Ескола, проходивший службу в 4-ом авиационном полку в г. Иммола на юго-востоке Финляндии, был вызван в Генеральный штаб, в Хельсинки, где ему был задан вопрос о возможности аэрофотосъемки с высоты 7000 м на новом самолете. После утвердительного ответа Ескола получил задание провести эксперимент. Свой первый тренировочный вылет пилот совершил 21 апреля 1939 года недалеко от Иммола. Уже на следующий день он доложил в генштаб о положительном результате, и его тут же спросили о готовности провести разведывательную аэрофотосъемку территории СССР. В случае технических неприятностей и прочих проблем, которые могли возникнуть в советском воздушном пространстве, Ескола и его экипаж должны были рассчитывать только на себя. Фотооборудование должно было быть разбито (технически осуществить это было довольно сложно). Невзирая на опасность, пилоты заявили о готовности действовать и получили дальнейшие секретные инструкции. В период с 26 апреля по 29 августа было совершено 12 разведывательных вылетов, в процессе выполнения которых не возникло особых технических трудностей. Точные маршруты первых пяти полётов (совершённых из Иммола) неизвестны. Очевидно, что это были короткие вторжения в воздушное пространство СССР на территории Карельского перешейка. На оригинальных планшетах последующих пяти вылетов (совершённых между 29 июня и 11 августа 1939 из Вяртсиля и Онттола) отмечены важнейшие объекты и дороги в Восточной Карелии (включая Петрозаводск, Медвежьегорск и Олонец) а также восточное побережье Ладожского озера. В последних двух вылетах (19 и 29 августа 1939) Ескола фотографировал южную часть Карельского перешейка (включая Ленинград и Кронштадт). Среди обнаруженных в 2006 году документов было несколько дюжин фотографий, сделанных во время этих двух полетов (включая изображения военных аэродромов севернее Ленинграда в Шувалово, Левашово, Касимово). Те, кто послал Есколу на задание, были уверены в невозможности обнаружения самолета с земли, однако советские и финские пограничники зафиксировали пересечения государственной границы. Поскольку вылеты экипажа Есколы проводились в обстановке сверхсекретности, финские пограничники даже не догадывались, что рапортуют о пролетах своего самолета. Тем не менее, именно эти рапорты и послужили в дальнейшем основанием для нот протеста в МИД СССР, в которых утверждалось, что границу нарушают советские пилоты. Литература: Geust С-F. Suomen ilmakuvauvaustiedustelu ennen talvisotaa (Photo reconnaise flights by the finnish air force before the winter war of 1939-40) // Sottahistoriallinen aikakauskipja. Helsinki: Suomen sottahistoriallinen seura sotomuseo, 2006, №25. P. 79-110. Геуст К-Ф. Финские разведывательные аэрофотосъемки до «зимней войны» // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы восьмой ежегодной международной научной конференции (13-14 апреля 2006 г.) / Под ред. В.Н. Барышникова, П.А. Кротова. СПб.: РХГА, 2007. С. 207-223. Татьяна Воронцова http://urokiistorii.ru/node/162

иван: Финский "призрак" над СССР В апреле 2006 года, на 8-ой ежегодной Международной научной конференции «Санкт - Петербург и страны Северной Европы», из выступления финского исследователя истории авиации - Карла Фредрика Геуста (Carl-Fredrik Geust), в Российском историческом сообществе, впервые узнали о секретных разведывательных аэрофотосъемках территории СССР, еще до «Зимней войны». Тема почему-то не получила широкой огласки. Приоткрыть завесу тайны об этих разведполетах, согласился сам Карл Фредрик Геуст в своем интервью, посетивший Россию с презентацией своей новой книги. Господин Геуст, расскажите, кто же нарушал воздушное пространство СССР и Финляндии в 1939 году? - Действительно, финские пограничники, с апреля по сентябрь 1939 года, замечали и сообщали своему командованию, как неизвестный самолёт пересекал границу и возвращался затем из воздушного пространства Советского Союза. Нарушение границы во время того же полета, как правило, отмечались разными пограничниками, но их нельзя было обобщенно представить, а «полеты неопознанных самолетов» истолковывались, как осуществляемые Советским Союзом. Заметим, что и советские самолеты допускали в течение 1939 года над Карельским перешейком много нарушений границы, о чем открыто писали в финской прессе. Со стороны Финляндии по данным полетам даже направлялись дипломатические протесты. В свою очередь и советские пограничники отмечали нарушения воздушного пространства СССР неизвестным «самолётом – призраком». В архивах Министерства иностранных дел Финляндии также имеются некоторые выраженные Советским Союзом протесты по этому поводу, которые обычно Финляндией отвергались. Впервые о «самолете-призраке» стало известно в 1979 году, когда бывший офицер Йоппе Кархунен написал книгу о лётчиках бомбардировщиков «Бленхеймов» периода Зимней войны, где рассказал правду о разведполётах над территорией СССР в 1939-ом». Так, кто же сидел за штурвалом этого «самолета – призрака»? - Самолет, неопознанный финскими и советскими пограничниками, только за период с 26 апреля по сентябрь 1939 года, 13 раз нарушал границу СССР и Финляндии, и становился серьёзным «яблоком раздора» и причиной не только недоверия двух стран друг к другу. За его штурвалом был финский пилот – капитан Армас Эскола… Капитан Армас Эскола до 1937 года был представителем финских ВВС в Англии на Бристольском авиазаводе. Том самом, который производил самые современные по тем временам бомбардировщики «Бристоль Бленхейм», закупленные Финляндией у англичан в 1937 году. «Бленхеймам», обладающим скоростью истребителей, требовалось всего 800 метров взлетной полосы, этим они и были уникальны. Эскола освоил этот самолет еще в 1937 году, летая из Англии в Финляндию. И в апреле 1939 г. Эскола получил приказ от иностранного (разведывательного) отдела испытать самолет «Бленхейм» в воздухе на возможность аэрофотосъемок на высоте 7000 м. 21 апреля 1939 г. Эскола совершил первое подобное испытание. Уже 22 апреля 1939 г. Эскола представил результаты фотосъемки в Генеральный штаб, где ему сразу же предложили продолжать съемки, но уже над территорией СССР. Полеты должны были проходить секретно, и если в момент полета что-либо могло произойти с самолетом, то «никто не будет в этом случае запрашивать о судьбе экипажа», «фотокамеру же надлежало выбросить», что на практике было почти невозможно. Если бы СССР обнаружил такие полеты, внешнеполитические последствия были бы очень серьезные. Почему, все же Генштаб Финляндии, весной 1939 г. предпринял эту рискованную фотосъемку? - Как я уже говорил, Эскола выполнил 13 удачных полетов для аэрофотосъемки в советском воздушном пространстве, в ходе которых он фотографировал Карельский перешеек, Ленинград и Кронштадт, а также Советскую Карелию. Информация об этих полетах являлась секретной более 30 лет. Я сам пытался узнать, почему были инициированы такие полеты, они действительно были очень рискованные. Единственным объяснением, по моему мнению, Финляндия хотела узнать, какие подготовительные мероприятия идут у советской стороны в данный момент. Дело в том, что со стороны СССР были всякие агрессивные выпады в сторону Финляндии. Были неоднократные нарушения на границе, как на суше, так и в воздухе. Были репрессии. И ни кто не понимал, что происходит в Советском Союзе. А почему была такая секретность этих разведполетов? И знал ли СССР до первых публикаций в 1979 году об этих полетах? - Следует подчеркнуть, что СССР действительно фиксировал некоторые полеты Эскола. Этот факт, на который никто из многих исследователей политической истории «зимней войны» не обращал внимание. Тогда, однако, СССР не мог еще убедительно доказать, что они осуществлялись финнами. Ведь легко можно было предположить, что нарушавшие границу самолеты, летевшие из Финляндии, в действительности принадлежали другой стране, скажем, Германии или Великобритании. Судя по всему, командование финских пограничных войск и Министерство иностранных дел Финляндии не знали о сути дела. «Самолет-призрак» пролетал на очень большой высоте и установить его принадлежность, к какой - то из стран не представлялось возможным, как советским, так и финским пограничникам. Если бы истина об этих полетах стала известна в то время, думаю, для Финляндии могли быть самые печальные последствия. Повторюсь, что только в 1979 году Йоппе Кархунен в своей полудокументальной книге впервые рассказал о действительном характере разведполетов Эскола и перечислил его маршруты. Широкого освещения тема тогда не получила, как и написанные спустя десять лет работы, посвященные финской военной разведке и истории союзничества Финляндии и фашистской Германии во Второй мировой войне, генерала Раймо Хейсконена и профессора Мауно Йокипии. Для аэрофотосъемок использовались уникальные для тех лет фотокамеры германского производства. Можно ли предположить, что организаторы этого мероприятия были в Германии? - Такое вполне может быть, хотя таких данных я не нашел. Но косвенным подтверждением моего предположением является то, что 11 мая 1939 года, когда Эскола уже совершил свой четвертый съемочный разведполет над территорией СССР, в Хельсинки тайно в 10 часов вечера прибыли два офицера немецких ВВС. Один из них был известен как основоположник немецкой аэрофотосъемки, другой же - подполковник Теодор Ровель являлся основателем секретного подразделения воздушной разведки «Ханса Люфтбильд». В 1939 году Ровель создал «экспериментальную организацию высотных полетов» («Команда Ровеля»), ставшую разведподразделением Люфтваффе. Буквально на следующий день, 12 мая, капитан Эскола посетил Генеральный штаб, и встречался с прибывшими из Германии. О чем свидетельствует тот факт, что он позднее рассказывал, что в обучении финских летчиков по применению новой фотокамеры участвовали «немецкие специалисты по аэрофотосъемке». Кроме того, как известно, начальник Абвера, Вильгельм Канарис, летом 1939 года посетил Финляндию, хотя все же нет конкретной информации о вопросах, касавшихся сотрудничества с ним. А что могло быть обещано в качестве ответной услуги за предоставленную камеру? - По крайней мере, этим могли быть копии фотографий, снятых в полетах через границу. При этом также следует учитывать, что после такого исторического парадокса, как подписание между СССР и Германией 23 августа 1939 г. Пакта о ненападении, немецкая разведка, вероятно, на какой-то срок прекратила открытую работу по приобретению информации о СССР, тогда Финляндия могла быть подходящим продолжателем такого рода деятельности. С момента Вашего выступления в Санкт - Петербурге прошло уже 8 лет, удалось Вам еще найти данные об этих разведполетах, и было ли известно в правительстве Финляндии о них? - Конечно, однозначно ответить на вопрос знали ли тогда в правительстве Финляндии о полетах Эскола, не представляется возможным, так как документы и отчеты большей части его полетов до сих пор не найдены историками. Возможно, они были уничтожены, как чаще всего случалось с разведданными высокой степени важности в Финляндии. Возможно, они хранятся в Швеции, куда в рамках операции «Стелла Полярис» в сентябре 1944 года финское правительство, понявшее, что исход войны будет не на стороне Германии и ее союзников, переправило свои самые секретные документы за весь период не только Второй мировой войны, но и Зимней войны и периода ей предшествовавшего. Но, тем не менее, свидетельства и фотографии, сделанные во время полетов Эскола в августе 1939 года, над территорией Ленинградской области в достаточном количестве сохранились в финских архивах. В 2006 году, на конференции, Вы заявили, цитирую: «Смелые полеты Эскола, таким образом, могли подтвердить подозрения Кремля, что безопасность Ленинграда была объектом угрозы со стороны Финляндии. Эти подозрения вскоре породили конфликтную ситуацию, которая, в конечном счете, привела к началу «Зимней войны». Это можно расценивать, как утверждение, что из-за этих разведполетов и могла начаться Зимняя война? - Здесь я вынужден воздержаться от комментариев. Конечно, не из-за самолетов война началась, но подозрения возникли. Симптоматично, что 16 сентября 1939 г. командующий пограничными войсками, заместитель командира народного комиссара внутренних дел СССР И. И. Масленников обратил внимание народного комиссара обороны маршала К. Е. Ворошилова на факты неоднократных нарушений воздушной границы с финской стороны. Масленников просил усилить воздушную оборону именно со стороны Карелии. На следующий день, 17 сентября, Красная Армия перешла восточную границу Польши. После этого события развивались весьма быстро. После договоров о базах Советского Союза с Эстонией, Латвией и Литвой на рубеже сентября и октября подошла очередь и Финляндии. 5 октября СССР потребовал, чтобы финское правительство прислало в Москву своего представителя… P. S. Достаточно интересный комментарий к этому интервью дал доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Юрий Килин: «Проку от этих разведполетов не было никакого. Вся переброска советских войск на границу с Финляндией происходила не в июле - августе, когда осуществлялись полеты, а в октябре, когда финны уже не летали. Двадцать пятого ноября разведотдел финского Генштаба подготовил аналитическую записку, я читал ее в архиве, о том, что на границе расположены 5-6 советских дивизий, а оказалось 22 дивизии, это говорит о том, что финская агентурная сеть была в СССР уничтожена. О войне финнам стало известно только поздно вечером 29-го ноября из расшифрованного приказа одной из танковых бригад, расположенной на Карельском перешейке о переходе советско – финляндской границы и начала наступления в 8 часов утра. Финнам оставалось примерно 8-10 часов, чтобы подготовиться». Автор Алексей Владимиров http://maxpark.com/community/14/content/3142620

иван: Маленькие, но гордые разведки И.Пыхалов Верные принципу, сформулированному первым финским премьер-министром Пером Свинхувудом: «Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии», горячие финские парни активно сотрудничали с гитлеровскими спецслужбами. Шеф Абвера адмирал Вильгельм Канарис и его ближайшие помощники генерал-лейтенанты Пиккенброк и Бентивеньи начиная с 1936 года разрабатывали совместные планы действий против СССР с руководителями финской разведки полковниками Свенсоном и Меландером. В середине 1939 года на территории Финляндии появился германский разведывательный орган «Кригсорганизацьон Финляндия» (так называемое «Бюро Целлариуса»). Его задачей стал сбор данных о положении дел в Ленинградском военном округе, Балтийском флоте и ленинградской промышленности. После создания «Бюро Целлариуса» деятельность финской разведки против СССР еще более активизировалась. Если раньше финны пробирались к нам в основном пешком, то теперь в дело пошел купленный в Англии самолет «Бристоль-Бленхейм». С 26 апреля по 29 августа 1939 года капитан финских военно-воздушных сил Армас Эскола совершил 12 разведывательных полетов над советской территорией, включая Ленинград, Кронштадт и Петрозаводск. Аэрофотосъемка велась с высоты 7 километров, и Эсколе удалось сделать немало ценных кадров советских аэродромов в Шувалово, Левашово и Касимово. И все же, по мнению авторов труда «Финская разведка против Советской России» Сергея Веригина и Эйнара Лайдина, финнам не удалось вскрыть сосредоточение Красной Армии и они до последнего момента утверждали, что СССР не готов начать наступление. Ведомство товарища Берии действовало достаточно эффективно, переловив и поставив к стенке большинство вражеских разведчиков. http://vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/1634558

иван: Получив современные самолеты Бленхайм, Финляндия, начиная с 30 апреля 1939 г., стала использовать их и для проведения секретных полетов. Цель — фотографирование местности за государственной границей страны. Эти полеты осуществлялись по приказу Главного штаба добровольно согласившимся на выполнение опасного задания капитаном Армасом Эскола и его командой. Согласно дневниковым записям, к 29 августа 1939 г. над территорией Карельского перешейка и Северного Приладожья было совершено 23 полета. Они осуществлялись с аэродромов Иммола, Вяртсиля и Онттола (Йоэнсуу), и проходили на высоте 7–8 тысяч метров. В 13 случаях аэрофотосъемка была удачной. Обошлось без аварий и неприятностей. 13 октября и 11 ноября 1940 г. тот же экипаж осуществил из Пори успешные разведывательные полеты над военной базой Ханко. С обострением ситуации весной 1941 г. вновь поступили приказы о проведении воздушной разведки над Карельским перешейком (с аэродрома Луонетъярви в Ювяскюля). Все четыре вылета совершил Эскола на своем BL 114. Полеты, выполненные 24 мая (с 11.00 до 12.25 минут) и 25 мая (с 8.40 до 11.25 мин.) полностью удались. Первая попытка, предпринятая 11 июня в 14–15.30, оказалась неудачной, но второй — в ходе которой пролетели через Карельский перешеек и возвращались над Ладожским озером, сопутствовал успех.



полная версия страницы