Форум » Известные личности прошлого » Сомов Константин, художник » Ответить

Сомов Константин, художник

admin: Сомов Константин Андреевич (18 (30) ноя 1869, Петербург - 6.05.1939, Париж) Живописец, график. Пейзажист, портретист, автор "галантных сцен". Иллюстратор и оформитель книг. Работал в мелкой пластике и декоративно-прикладном искусстве.

Ответов - 2

admin: Из дневников Константина Сомова 1919 год 11 июня. среда В полов[ине] 12-го поехали к Нарв[ским] воротам — я, Анюта и Женька, — чтобы дальше ехать в Лигово, но трамвай из-за разорв[авшегося] провода не пошел, и мы отправились в Екатерингоф. 12 июня. четверг Ездили вдвоем с Анютой в Лигово. Чудесный серый, неск[олько] меланхолический день. Шли мимо запущ[енных] дач Блесс[ов] и Петровских* и по Шереметьев[ской] прелест[ной] дороге. Собирали ландыши и лютики и 15 сортов цветов насчитали. Луговая кукушкина малина. Нa скамеечке ели крут[ые] яйца и сгущенное молоко. Вернулись в вагоне среди детс[кой] экскурсии. (* - Возможно, дача принадлежала Е.М. Петровскому или его родственникам — Сомовы в некоторые годы жили летом в Лигове, поэтому перечисление соседей по даче в дневнике Сомова выглядело бы логично.) 17 июня. вторник Рано утр[ом] зах[одили] Шторх, привезли деньги за рояль Генриха. В 12 с Женей и Анютой в Лигово. Осматривали чудесный дом Ильиных, были внутри, где приют. Потом долго гуляли по лесу. Ели ягоды. Анюта и Женя собрали опять чуд[есный] букет ландышей. Дивный день; я порядочно устал. 29 августа. Пятница. В 12 с Анютой поехал в Лигово. Там было хорошо. Набрали огромное количество опенок, там же их срезали с ножек. Вернулись после 5-ти часов. 4 сентября. четв[ерг] Не работал и эти, и прошедшие тоскливые дни. Проскучал. Надоели лезущие к нам евреи: Кример, Элькан, Ландау. Сегодня в 10 ч[асов] утра с Анютой и Женькой уехали в Лигово. Была поразительная летняя теплая погода. Искали грибы, ели на земле скудный завтрак, лежали на солнце. Природа не дала мне забыть город, все гадости нашей жизни, и что-то ныло в душе. В трамвае - отвратительные наши злые clames de la Halle (фр. рыночные торговки) 19 сентября. Пятница Было такое удивительное утро, что мы решили с А[нютой] ехать вдвоем в Лигово. Были там в час. Долго ходили по большому запущенному парку при доме Шереметевых, наслаждались уединением, блеском зелени и воздухом. Ели на скамейке сидя яйца с хлебом и яблоками, собрали много еловых шишек для растаплив[ания] мал[енькой] печки. Вернулись усталые от трамвая — теснота — и довольные. 1920 год 23 августа. Понед[ельник] Утром перед самым нашим отъездом в Лигово пришла Даша, вернувшаяся из Петрозаводска. Мы едва успели выслушать ее ламентации, а я — передать ей деньги. В Лигово с Христиной, Алешей и Радецким приятно провели время. Много ели, пили красносмород[иновую] настойку, больше сидели, Р[адецкий] нас снимал. Поднимались на вышку ильинской дачи. Вид оттуда превосходный. https://prozhito.org

admin: Эротика в обмен на продукты Людмила Леусская 21 Августа 2019 Русский музей развернул в Михайловском замке выставку, в успехе которой можно не сомневаться. Она приурочена к 150-летию Константина Сомова, одного из крупнейших мастеров первой половины ХХ столетия, входившего в состав основателей объединения «Мир искусства». Перед публикой предстало 160 произведений из четырех музейных и такого же числа частных собраний. Сокровищницу отечественного искусства в этом проекте поддержали Третьяковская галерея, ГМИИ и Музей Академии художеств. Предыдущий масштабный музейный показ Сомова случился полстолетия назад, сегодня его мало кто помнит. Но интерес к художнику не ослабевает. Внимание подогревает и издание дневников, которые Сомов вел всю жизнь. В советское время они выходили с купюрами, недавно опубликованы без них. В начале прошлого века Сомов был в центре внимания публики и критиков. Он рисовал портреты, пейзажи, сценки из жизни XVIII века, работал в журнальной и книжной графике... Редко был доволен результатом, над некоторыми произведениями трудился годами. На акварель «Волшебство» ушло пять лет. Особенно влекли художника ретроспективные жанры. Современникам казалось, что он погрузился в прошлое время: жил в квартире, напоминавшей музей, был совершенно равнодушен к политике. Как писал А. Бенуа, «живет в неведении, газет не читает, в современности не разбирается». В дневнике Сомова есть строчки о том, что он хотел бы написать серию картин о революции, от гротескных до комических. Не собрался. В ноябре 1917-го он прочитал десяток книг на разных языках (владел пятью) и создал 24 листа эротических рисунков. Они вошли в «Книгу маркизы» - антологию французских фривольных текстов XVIII века. Чтобы выжить в голодающем Петрограде, художник повторял иллюстрации, раскрашивал, продавал коллекционерам, иногда в обмен на продукты. В 1924 году Сомов уехал из России. Эротическая «Книга маркизы» издавалась не раз, стала самой известной работой Сомова-графика. На выставке в Михайловском замке есть возможность «полистать» ее электронную версию. Сомова можно считать основоположником эротизма в русском искусстве. В начале ХХ века это было новым явлением, как супрематизм Малевича или абстракция Кандинского. Но чаще всего художник маскировал эротизм, одевая персонажей в костюмы прошедшего времени. На всякий случай музей обозначил возраст посетителей Николаевских покоев Михайловского замка - 18+. Но сегодня то, что возмущало, эпатировало публику сто лет назад, выглядит почти невинно. Выставка ретроспективная, она вместила все темы, техники и жанры, в которых работал Сомов, - живопись, рисунок (акварели, гуаши, пастели), гравюра, фарфоровая пластика. Как говорит куратор выставки ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов, половина произведений - открытие для публики. Прежде всего это замечательная графика - картины, обложки, заставки, виньетки... Ее показывают нечасто. Бумага - материал хрупкий. Петербуржцы получили возможность увидеть произведения, которые хранит Третьяковская галерея. Эти вещи покупались для нее при жизни Сомова с конца 1890-х годов. Русский музей в то время отличался консерватизмом, закупки для него шли через совет Академии художеств. Из столицы прибыли создававшиеся для журнала «Золотое руно» графические портреты людей эпохи - Александр Блок, Вячеслав Иванов, Михаил Кузмин, Евгений Лансере. В числе живописных работ портрет Натальи Обер, «Дама в голубом»... В витринах - документы, фотографии, а также наброски и эскизы к крупным произведениям. За стеклом одной из витрин фарфоровая пластика - персонажи в одеждах XVIII века. Сомов собирал фарфор. У него был опыт работы с этим материалом в мастерской Анны Голубкиной. Во время революции 1905 года он собирался заняться фарфором. В последнем зале выставки несколько работ эмигрантского периода из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций. Сомов умер в Париже. Как написал в некрологе Александр Бенуа, он «никак не думал, что те акварельные этюды и те самые фантазии, которые являлись тогда «обыденной продукцией» и даже в чем-то баловством, будут со временем драгоценностями, из-за которых будут спорить музеи и коллекционеры». https://spbvedomosti.ru/news/culture/erotika-v-obmen-na-produkty-kak-khudozhnik-somov-vyzhival-v-petrograde/



полная версия страницы