Форум » Усадьбы по Петергофской дороге » Дача "Литания" Эдуарда Эбсворта » Ответить

Дача "Литания" Эдуарда Эбсворта

иван: Загородная усадьба (приморский двор) на Петергофской дороге 18-19 вв. Владельцы: Муханов И.К., Муханов И.И., Демидов А.Г., купец Молво, Протасов Н.А., Протасова Н.Д. (вдова), Эбсворт Э.Е. Цитата из книги С. Б. Горбатенко. "Петергофская Дорога". СПб, 2001 г. [more] [quote]Эту полосу открывает следующая за Ивановской дача, в петровское время принадлежавшая капитану Ипату Калиновичу Муханову, впоследствии контр-адмиралу. Здесь он построил небольшой дом с мезонином, огороженный «балясами», и ряд хозяйственных строений. После смерти И.К. Муханова (он умер в 1729 г.) дача перешла к его сыну, вахмистру лейб-гвардии Конного полка, впоследствии статскому советнику, Илье Ипатовичу Муханову. В начале 1740-х гг. у него здесь был новый деревянный господский дом. В 1774 г. у И.И. Муханова дачу приобрел советник Берг-коллегии Александр Григорьевич Демидов, один из представителей знаменитого рода заводчиков Демидовых. В мае 1777 г. он дал объявление о продаже на вывоз деревянного господского дома, что предшествовало возведению нового каменного здания. Усадьба А. Г. Демидова была богаче рядом расположенной усадьбы А. В. Олсуфьева (статс-секретаря Екатерины Великой). Дом Демидова был большой, каменный, с бельведером; впереди, на низком лугу, простирался большой голландский сад, а позади – смешанный лес, в котором стоял большой зверинец. Один из видных архитекторов – И. Стасов создал в 1769-1770 годах дачу А. Г. Демидова, известную позднее под именем дачи б. Эбсворта. Эта дача не дожила до наших дней, так как была варварски разрушена в годы войны. На плане 1777 г. изображена симметричная композиция с господским домом, двумя флигелями по сторонам, полуциркульными службами, опоясывающими внутренний двор, и противостоящей им дугой второго, фланкированного галереями наружного двора. Со склона террасы два пандуса вели в регулярный нижний сад с фигурным прудом. Пока невозможно точно сказать, был ли этот ансамбль создан И.И. Мухановым, или его между 1774 и 1777 гг. успел возвести А.Г. Демидов. Однако к 1782 г. здесь уже появился новый ансамбль из пяти каменных двухэтажных зданий: господского дома и четырех флигелей, построенный по проекту знаменитого русского зодчего И.Е. Старова. Ансамбль имел П-образную композицию: по-прежнему на бровке террасы возвышался главный дом с небольшими флигелями по сторонам, но полуциркульных служб уже не было: с юга к флигелям примкнули звенья каменной ограды с воротами, за которыми начинались еще два длинных флигеля. Господский дом в стиле строгого классицизма, с прекрасно найденными пропорциями, выглядел просто и величественно. В центре его был устроен овальный выступ с ионическими пилястрами, с высокими окнами-дверьми в первом этаже и овальными окнами во втором, перед которым находилась каменная терраса. По карнизу здание окружала железная решетка простого, но изысканного рисунка. Над кровлей возвышался прямоугольный бельведер. Флигели имели более скромную архитектуру, но очень интересными были ворота, каждые с двумя колоннами и антаблементом дорического ордера, над которым возвышался аттик с вазами. К юго-западу от парадного комплекса был устроен хозяйственный двор. По другую сторону дороги появился сохраняющийся до сих пор квадратный пруд с островом ("бутылка"). "Мыза Барона Александра Григориевича Демидова на 12 версте имеет каменный жилой дом с бельведером, впереди оного на низком берегу Голландский сад и луга, а позади оного смешанный лес с содержанными в оном красными зверьми." — [И.-Г. Георги, 1794 г.] Описание И.-Г. Георги свидетельствует, что в конце 18 в. нижний сад по-прежнему оставался регулярным, «голландским». Из объявлений о сдаче можно узнать, что кроме усадеб здесь существовали «особо харчевня и лавочка». В начале XIX в. восточная, а затем и западная дача перешли в руки купца Молво, владельца сахарного завода в Екатерингофе, которому принадлежала еще в 1820-е гг. По-видимому, в этот период регулярный нижний сад был превращен в пейзажный (верхний парк сохраняет элементы регулярной планировки до сих пор). В 1830-х и по крайней мере до середины 1870-х гг. имение принадлежало Протасовым - генералу от кавалерии, члену Государственного совета и обер-прокурору Синода, графу Николаю Александровичу Протасову, а после его смерти (в 1855 г.) вдове, Наталье Дмитриевне Протасовой, урожденной Долгоруковой, статс-даме, с 1865 г. — гофмейстерине. Интересно, что С. Д. Шереметев характеризовал дачу Протасовой как «всегда пустую». Около 1880 г. имение перешло в руки «великобританского подданного» купца Э.Е. Эбсворта, который также продолжал сдавать дачные дома внаем. По-видимому, именно он назвал имение «Литания». В 1920-1930-х гг. в усадьбе размещалась школа-колония. Во время Великой Отечественной войны усадебный дом был сильно поврежден и в 1952 г. разобран (в отличие от также полуразрушенных, но восстановленных домов Александрина и Новознаменки). В 1944 г. в нижнем саду по проекту К.Л. Иогансена и В.А. Петрова установили памятник защитникам Ленинграда. В северной части территории, где до революции предполагалось устройство поселка, в 1965 г. закончилось сооружение комплекса филиала киностудии «Ленфильм». Дальше к югу, до железной дороги, расположены жилые кварталы восточной части Сосновой Поляны. Исторический парк дачи Эбсворта после реконструкции стал первым звеном зеленой полосы Южно-Приморского парка. Главные его компоненты (пруды, рельеф, старые деревья) сохранились, но планировка стала совсем иной. Ансамбль очень пострадал из-за утраты зданий – произведений выдающихся отечественных архитекторов. Местонахождение обоих усадебных комплексов можно определить по нижним прудам, против которых они и находились. [/quote] [/more]

Ответов - 15

Andrzej: Памятник защитникам Ленинграда в парке Литания (установлен в 1944 году по проекту К. Л. Иогансена и В. А. Петрова) (до реставрации и после) http://s.qip.ru/101s2B8.jpg источник: http://blokada.otrok.ru/library/memor/04.htm http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7810784000

SP: Недалеко от пруда, году так в 1970-ом снимали фильм "Прощание с Петербургом" Проложили рельсы ,паровозик дымил,вагончики какие-то были... снимали сцену встречи поезда. Дамы в пышных белых платьях,джентельмены в цилиндрах (из картона) кадр из фильма (нашел после воспоминаний)

владимир: SP где-то в начале 80-х подьехал к друзьям на ЛЕНФИЛЬМ им почему-то в этот день давали какие-то деньги ...у Николая был мерседес 38-г. кабриолет ...и в ожидании приезда кассира решили проверить колодки на передке ...сняли колесо \прямо у гл.входа\сидим на корточках смотрим-базарим...вдруг с высоты роста голос УХ БЛИН КАКАЯ ТАЧКА ПРОКАТИТЕ РЕБЯТА!не поднимая голов отвечаем иди мол дядя за пивом..тот отвечает ,без проблем .......и тут мы подняли головы !!!\\\а только-что прошел фильм ПРОТИВОСТОЯНИЕ это был АНДРЕЙ БОЛТНЕВ\по фильму КРОТИК-убийца....хоть мы и сознавали ,что это кино а он артист ...но в первый момент мы испытали ШОК...вот такие встречи были в том парке..а-то паровоз и тетки в кринолинах....кончно мужика прокатили...он наверное и не помнит того эпизода....но я запомнил !ЖУТЬ !!


SP: А меня в парке "Литания" в пионеры принимали у памятника.

иван: Об Эдуарде Эбсворт и одноименном проспекте в Лигове. http://ligovo.forum24.ru/?1-14-0-00000037-000-0-1-1411652971

иван: Литания - в христианстве молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Латинское слово лат. litania образовалось от греческого греч. , означающее «молитва» или «просьба». Литании могут адресоваться к Христу, Деве Марии или святым. Наиболее часто употребляется в богослужебной практике Католической церкви. Публичная набожность христиан стала всеобщей ближе к V веку и процессии часто проводились в дни, святые для язычников. Эти процессии с иконами и другими религиозными символами также назывались литаниями. Литании поются или читаются в храме, как правило, в соединении с мессой или другими богослужениями. Во время богослужения священник читает первую часть каждого воззвания, а народ в храме хором повторяет прошение. Литании могут читаться также в рамках частной молитвы.

иван: Граф Николай Александрович Протасов (27 декабря 1798 — 16 января 1855 Санкт-Петербург) — генерал-адъютант от кавалерии, член Государственного совета; генерал-лейтенант (1848). С 1836 года и до своей смерти — обер-прокурор Святейшего Синода. Последний представитель графской ветви рода Протасовых. Исследователь истории русской богословской мысли и культуры протоиерей Георгий Флоровский: «Протасов был верным проводником Николаевских начал или режима в церковной политике. Именно при нём завершается государственная организация церковного управления как особого „ведомства“, в ряду других, — „ведомством православного исповедания“ именуется Церковь с тех пор. Клир и иерархия состоят в этом ведомстве.» 24 февраля 1836 года назначен исполняющим обязанности обер-прокурора Святейшего Синода, членом Комиссии духовных училищ; 25 июня того же года назначен на должность обер-прокурора, уволен от исправления должности товарища министра народного просвещения. На должности обер-прокурора, которую занимал до самой смерти, в течение 20 лет, известен преобразованиями духовных училищ и высшего духовного управления: были улучшены бытовые условия в духовных училищах и семинариях, введены в программу естествознание, медицина и сельское хозяйство, установлено преподавание на русском языке (вместо латыни). Реформа структуры Святейшего Синода, осуществлённая 1 марта 1839 года <...> сосредоточила действительное заведование всеми делами синодального ведомства в 4-х преобразованных центральных учреждениях, находившихся теперь под главным начальством обер-прокурора. Таким образом, Святейший Синод при нём был преобразован в подобие министерства, ставшего в его руках только исполнительным органом. Власть обер-прокурора при нём, при поддержки императора Николая I, достигла небывалой высоты. Скончался 16 января 1855 в Санкт-Петербурге; похоронен в старом соборе московского Донского монастыря. За неимением детей фамилию «Протасов» с графским титулом передал своему внучатому племяннику Николаю Бахметеву. Был женат на княжне Наталье Дмитриевне Голицыной (1803—1880), дочери московского генерал-губернатора, светлейшего князя Д. В. Голицына. С 1861 года она была статс-дамой, а в февраля 1865 года пожалована была обер-гофмейстериной при Государыне Императрице. По отзывам современника, была женщиной достойной глубочайшего уважения, олицетворяла собой настоящий тип аристократической дамы, сохранявшей манеры, утонченную любезность и образ жизни давно минувшего времени. Истинная христианка, она совмещала в себе все земные добродетели, из которых на первом плане были смирение, доброта и отзывчивость к чужому горю. Овдовев, жила открыто в своем роскошном доме на Невском проспекте, давая рауты и танцевальные вечера[6]. Скончалась в Петербурге. Похоронена рядом с мужем в Малом соборе Донского монастыря (их могилы сохранились).

SP: Усадьба «Литания» !! Год гравюры не указан. Для сравнения: фото 1940 года

SP: Газета "Вести Сосновой Поляны"№ 19,дек.2012г. http://ormg.ru/d/402639/d/vsp_19_2012.pdf

Lashner: Cпасибо за вывешивание материала (эту газету делает контора, с которой и я работаю). "Её предполагалось назвать Георгиевской улицей" Почему же предполагалось? До 1975 г. Георгиевская улица вполне себе существовала, а её маленький отрезок, как я понимаю, и ныне является частью УДС, входя в состав Новобелицкой.

SP: В электронном виде (PDF) газету можно почитать (с февраля 2010г) тут : http://vmo39.spb.ru/paper/

admin: SP пишет: Газета "Вести Сосновой Поляны"№ 19,дек.2012г. http://ormg.ru/d/402639/d/vsp_19_2012.pdf А кто это на портрете? Как-то упустил...

SP: Этот ? Сам не понял. Может А.Г. Демидов

Atom: Он.

иван: Не он ли придумал ДЕМИДРОЛ?



полная версия страницы