Форум » Ресурсы Интернета » Найденное » Ответить

Найденное

иван: Сюда добавляем ссылки на сайты по краеведению и истории Главные ресурсы: Российская государственная библиотека : Расширенный поиск Эл.библ. ModernLib.Ru, Эл.библ. RoyalLib.com Биографии и Мемуары на BooksCafe.net Военные мемуары Русские мемуары , Российский мемуарий Поиск по центральным архивам СПб - spbarchives.ru, Исторические районы Петербурга от А до Я, Табель домов и улиц С.Петербурга на 1888 год Весь Петербург 1895, Весь Петербург 1912 Поиск по www.petergen.com - генеология СПб Окрестности Петербурга, Петербург и окрестности - краеведческие сайты Красносельский район Петербурга, история, что посмотреть... История Красносельского района Страница определения координат по Яндексу Поиск на конкретном сайте нужно набирать так, например: [pre2]Лигово site:memoirs.ru[/pre2]

Ответов - 65, стр: 1 2 3 4 All

SP: Подписано как : Ульянка. Впереди руины Лигово Не узнаю родные пенаты.

иван: SP пишет: Не узнаю родные пенаты. Либо южнее ж.д., либо севернее Петергофского шоссе. Где ещё такие просторы найдёшь?

иван: Современные фотографии (2011) в нашей местности https://fotki.yandex.ru/users/vivag/album/155941/


николаевич: SP пишет (сообщение 821) Не узнаю родные пенаты. Согласен, что это явно не Ульянка и не руины Урицка. Да и, вообще, в место указаниях много неточностей. Например, мое фото ("Мальчик на берегу...") отнесено к Павловскому озеру, хотя оно сделано в районе бывшей дачи Буксгевдена.

иван: Список дел 18-19 веков в СПб (данные, купчие, закладные, указы) Может быть кому-то пригодится. Случайно нашел среди Описей Синода на сайте РГИА. Нашлись три листа. Текст был свален без разделений на обзацы. Я отредактировал.

иван: Петербург из Паутины http://spbvedomosti.ru/news/gorod/peterburg_iz_nbsp_pautiny/ Бесконечный музей истории Санкт-Петербурга http://spb-museum.ru/

Titan: Небольшой фильм по истории Лигово. http://topspb.tv/programs/v18900/

иван: Ну, наконец-то! Добавляю на базовый сайт.

иван: Много книг в разделе История http://www.nnre.ru/istorija/

иван: История Красносельского района http://polinasdashak.narod.ru/vkras.html

иван: http://krlib.ru/natural-history-collections Сборники материалов историко-краеведческих конференций Следите за обновлениями.

иван: Исторические районы Петербурга от А до Я Глезеров Сергей Евгеньевич

иван: Интересная статья с директором ЦГАКФФД Оксаной МОРОЗАН. Фотографию обмануть невозможно Фотографию называют едва ли не самым правдивым историческим документом, она точна и беспристрастна. События, явления, объекты, попавшие в кадр, говорят сами за себя. Причем неважно, идет речь о снимках столетней давности или современных. И в то же время фотография чрезвычайно уязвима, ее сохранение - настоящая наука. Наша сегодняшняя собеседница уверена, что самый надежный способ сберечь фотонаследие - государственное хранение. - Оксана Игоревна, чьи фотографии могут быть приняты в архив? - Мы в равной степени рассматриваем работы как профессиональных фотографов, так и любителей, и за последние годы приняли не одну коллекцию, достойную того, чтобы храниться в архиве. Давно ведь ушли в прошлое те времена, когда фотографирование было делом дорогим и достаточно трудоемким. Сейчас фотография доступна практически всем, и очень хорошо, что каждый имеет возможность выразить себя таким образом. Конечно, многое зависит от способностей человека, его умения подчас увидеть то, что не замечают другие. Отмечу один нюанс. Среди фотографов достаточно редко встречаются такие, кто очень тщательно ведет свой архив, отбирая и откладывая самые лучшие кадры. Поэтому в большинстве случаев мы получаем всю фотоколлекцию целиком, и уже задача архивиста - провести экспертизу ее ценности. По опыту многих лет могу сказать, что при отборе изображений получается соотношение один к десяти. То есть из десяти снимков мы отбираем один. Невозможно и не нужно принимать на хранение все. Почему? Государственное содержание документов требует больших затрат. Именно поэтому к отбору на хранение мы относимся очень тщательно. Государственные средства должны расходоваться рационально, тем более что наша задача - хранить вечно. Да и реставрация опять-таки стоит дорого. Каждый вид документа требует своих строго определенных температурно-влажностных режимов. Например, цветная пленка хранится в специальных холодильниках при температуре около нуля градусов. Иначе изображение будет ухудшаться, начнет портиться эмульсия. Позитивы и документы на бумажной основе требуют 18 - 20 градусов тепла. Стеклянные негативы хранятся при плюс 15 градусах, нитропленки - при температуре 10 - 12 градусов. Эти пленки на нитроцеллюлозной основе опасны, потому что горючи и, соответственно, находятся в зоне наибольшего риска. До революции на этой основе делали кинопленку - при трении она вызывала искру и могла загореться, с этим были связаны нередкие пожары в тогдашних синематографах. В 1950-х годах ее перестали выпускать и использовать. - Какими же критериями должны обладать фотографии, чтобы их приняли на государственное хранение? - Критерии зафиксированы в правилах работы архивов. Самое главное - фотодокумент должен быть значимым. Мы в первую очередь рассматриваем материалы, связанные с историей нашего города и всего Северо-Запада. А поскольку значимость - вещь несколько субъективная, то решение, которое принимает архивист, - очень ответственное. Для меня фотография - вообще сплошная ответственность. Мы не принимаем повторяющиеся кадры. То есть из двух примерно одинаковых, похожих снимков отбираем лучший. Кроме того, фото должно быть хорошего качества. Как минимум - резким. Нечеткий кадр с размытым или еле видным изображением мы не возьмем. Для аудиовизуальных материалов существует примерно двадцать критериев, которые влияют на то, чтобы документ попал на государственное хранение. - Сегодня очень популярен авторский стиль в фотографии. Не фиксация действительности, а самовыражение автора, сделанное с помощью различных эффектов. В результате на таких снимках город выглядит или неестественно красивым, или, наоборот, все его недостатки вылезают наружу... Какую фотографию вы предпочли бы сохранить? - Нам пока такие снимки еще не предлагали, но, если такое случится, мы будем их рассматривать наравне с другими. Почему нет? В конце концов это тоже видение фотографа. Мода же влияет на искусство, в том числе и на фотографию. Вообще же, даже принимая во внимание все критерии, по каждой фотографии, как и по каждому документу, принимается индивидуальное решение. - Но ведь это сколько же времени тратится на то, чтобы, принимая огромный фотоархив, проанализировать каждый снимок? - Много. В качестве примера: десять лет у нас ушло на то, чтобы разобрать принятую нами на хранение коллекцию Кирилла Владимировича Овчинникова. По профессии он химик, но увлекался архитектурой, был секретарем комиссии по истории, охране и реставрации памятников архитектуры при Доме архитектора. И ему хотелось сохранить облик Ленинграда, который он видел перед своими глазами. В 1970 - 1980-х годах он запечатлел фактически уходящий город, особенно бывшие пригороды, которые стремительно застраивались. На его снимках - исчезнувшие ныне пейзажи Рыбацкого, Охты, Полюстрова, Удельной, Лесного... Фотографировал он и дома, которые шли на снос в центре города. Всевозможные детали, старинные печи... Это как раз тот самый случай, когда не все его работы с профессиональной точки зрения были на высоком уровне. Тем не менее мы приняли на хранение большинство снимков Овчинникова, за исключением повторяющихся. Были кадры, спорные по качеству, но было решено принять их на хранение, исходя именно из их значимости, поскольку автору удалось зафиксировать то, что мы уже никогда не увидим. - Если на обработку одной только коллекции Овчинникова ушло столько времени, то сколько же еще коллекций ждут своего часа? - Да, есть такие, которые нам переданы, но еще не разобраны. У нас, естественно, есть план на много лет вперед. Очередь одновременно и продвигается и растет, ведь мы каждый год принимаем в дар новые собрания. Так что эта очередь бесконечна. И пока описание коллекции нами не произведено, исследователям она не доступна. В этом плане мне очень импонирует проект Архивного комитета Санкт-Петербурга, который стартует в нынешнем году. Его условное рабочее название - «Народный архив». Суть в том, что любой человек сможет выложить на соответствующую страницу портала «Архивы Санкт-Петербурга» сделанные им фотоизображения или отсканированные исторические снимки из семейного архива. И главное - самостоятельно описать, аннотировать каждую фотографию. Это существенно облегчит работу архивистов, и у нас появится возможность что-то принять на хранение в ускоренном режиме. - Обычный человек может предложить вам фотографии из своего семейного архива, например, за последние полвека? - Теоретически, да. Смотря какая семья. Опять-таки возвращаемся к вопросу о критериях отбора на государственное хранение. Хотя, например, если в составе коллекции есть необычные сцены быта, то нас это сразу же заинтересует. Например, несколько лет назад мы приняли на хранение очень интересную коллекцию фотографий из семейного архива теннисистки мастера спорта СССР Натальи Борисовны Ветошниковой. Там очень хорошая съемка, почти профессиональная, в том числе дореволюционные негативы на стекле. Они были сделаны в основном ее дедом по материнской линии генерал-майором царской армии Николаем Ивановичем Калугиным - начальником справочного учетно-статистического отдела о потерях на фронте командного управления Главного штаба. Кстати, именно он был первым тренером Натальи Ветошниковой. Есть в переданной коллекции и небольшое количество негативов купца первой гильдии потомственного почетного гражданина Адриана Дмитриевича Ветошникова - деда Натальи Борисовны по отцовской линии. Кроме того, она помогла архиву аннотировать фотодокументы по истории тенниса. Меня поразила ее прекрасная память, она сразу называла имена и фамилии многих участниц соревнований. Она ведь была неоднократной чемпионкой Ленинграда по теннису. В июле 1943 года в осажденном городе заняла третье место на первенстве по теннису среди женщин, проходившем на стадионе имени Ленина (теперь «Петровский»). Правда, редко кто предлагает нам подобные коллекции. Да и вообще люди нечасто готовы расстаться со своим семейным архивом. - Понятно, что сегодня практически никто не снимает на пленку. Вы принимаете фотографии в электронном виде? - Долгое время мы этого не делали. Электронные форматы меняются, видоизменяются, носители иногда перестают читаться, записи утрачиваются. Не имея возможности регулярно проводить технический контроль, мы не принимали на хранение фотодокументы на компакт-дисках. Вопрос был решен следующим образом: в 2011 году правительство города выделило Архивному комитету средства на создание дата-центра со всеми степенями защиты, а в 2014 году финансировало создание новой информационной системы для архива. Росархив в свою очередь определился с требованиями по хранению электронных документов. Соответственно, и мы смогли сориентироваться, чтобы организовать это хранение правильно. Мы не опоздали и не поторопились. И сейчас мы уже начали принимать фото- и видеодокументы в цифровом виде. Было много споров о том, в каком формате их принимать и хранить, но в результате мы пришли к пониманию: надо брать документ в том формате, в каком он сделан. К примеру, сейчас сотрудники архива закончили обследование фото- и видеодокументов, находящихся в администрациях районов и комитетах правительства нашего города. Естественно, все они создавались в разные годы в различных форматах. В каком виде сохранились, в таком мы и будем принимать. - Как обстоят дела с оцифровкой уже имеющихся в вашем архиве фотографий? - Сегодня четверть нашей коллекции фотодокументов доступна для пользователей на нашем сайте. Конечно, мы размещаем там изображение, которое можно только посмотреть, но невозможно использовать, например, для публикации. В этом случае копию фотодокумента необходимо купить у архива, которому делегированы полномочия по использованию этих материалов. Юридически все права на подлинники принадлежат субъекту Российской Федерации - Санкт-Петербургу. И деньги, которые пользователи платят за оказываемые услуги, идут напрямую в доход города, так как мы являемся казенным учреждением. - Как решается вопрос с авторскими правами в том случае, когда документы передаются в ваше учреждение на госхранение? - Все, что поступает к нам на хранение, должно быть юридически правильно оформлено. Естественно, мы принимаем только те фотодокументы, у которых нет проблем с авторскими правами. Сложнее с другими аудиовизуальными документами. Например, если речь идет о музыкальном произведении, то авторскими правами могут обладать и композитор, и автор слов, и исполнитель, и даже тот, кто сделал фонограмму. На данный момент у нас около десяти тысяч единиц хранения фонодокументов, в том числе аудиоинтервью писателей, ученых, общественных деятелей. Пока у наших пользователей еще нет возможности работать с такими материалами - создание специального читального зала только готовится. Постепенно, после оцифровки, эти документы будут представлены на нашей странице на портале. - Архив занимается еще и исследовательской работой - изучает свои коллекции... - Действительно, если про фотографию мало что известно, если она не аннотирована соответствующим образом, ты остаешься с ней практически один на один. Принимая документы на хранение, мы в первую очередь отталкиваемся от той информации, которую предоставляют сами фотографы. Но и у них бывает достаточно большое количество ошибок в описании своих же собственных кадров. Мы знаем, что даже у тех снимков, которые выставлены на нашей странице, есть ошибки с аннотированием, и будем благодарны, если посетители портала нас поправят. Но они обязательно должны обосновать, почему аннотация должна быть изменена. Есть несколько крупных комплексов негативов, к которым мы считаем своим долгом относиться как можно более внимательно. В первую очередь к тем, что связаны с историей Великой Отечественной войны. Особенно много вопросов вызывают фотодокументы по истории партизанского движения. Понятно, что корреспонденты в тылу врага работали в особых условиях, не всегда могли при съемке делать какие-то записи. Да порой просто нельзя было этого делать: а если бы эти записи попали в руки противника? Поэтому подписи ко многим фотографиям очень условны. Например, «группа партизан». Имена изображенных людей остаются неизвестными. А очень хотелось бы узнать их. И мы надеемся, что нам помогут в этом родственники тех, кто запечатлен на этих снимках. Сделать это просто: зайти на нашу страницу на портале, где все эти фотографии выложены. Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ http://spbvedomosti.ru/news/gost_redaktsii/oksana_igorevna_morozan/?sphrase_id=97319

иван: В новый мир по новому стилю https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/v_nbsp_novyy_mir_po_nbsp_novomu_stilyu/ 02.02.2018 Арсений Соколов Рубрика Наследие Говоря о событиях, последовавших после Октябрьской революции, мы чаще всего вспоминаем о радикальных политических и социальных изменениях. Однако «новый мир» действительно вторгался во все сферы прежней жизни. В том числе в правописание и летосчисление. Впрочем, в свое время инициировали эти нововведения вовсе не большевики. О красоте русской речи После реформы алфавита, проведенной Петром I, остались несколько букв, которые в то время, возможно, еще несли какую-то фонетическую нагрузку, но со временем ее полностью утратили: «ять», «фита», «ижица» и другие. В 1911 - 1912 годах Императорская академия наук предложила проект реформы орфографии, предполагавший их упразднение, но Николай II отложил принятие решения. После Февральской революции вопрос тут же поднял возглавивший Министерство народного просвещения бывший ректор Московского университета кадет А. А. Мануйлов. 17 мая 1917 года он предписал с начала ближайшего учебного года перейти на новое правописание во всех государственных учебных заведениях, а уже сейчас использовать новое правописание во вверенном ему ведомстве. Оговорив, что отдельные аспекты нового правописания еще предстоит детально проработать, Мануйлов предлагал исключить букву «ять» и заменить ее на «е», ликвидировать «фиту» с заменой на «ф», убрать «ъ» в конце слов и частей сложных слов. Против введения нового правописания в учебных заведениях духовного ведомства и церковных школах выступили Синодальный учебный комитет и Училищный совет при Синоде. Они заявили, что это «портит красоту русской речи, грешит против славяно-русской палеологии и славянского корнесловия». После июльского кризиса Мануйлов ушел в отставку, а дальнейшая политическая канитель 1917 года не дала Временному правительству возможности заниматься этим вопросом. Этим озаботилось новое правительство, пришедшее к власти в октябре. 23 декабря 1917 года нарком просвещения А. В. Луначарский предписал «всем правительственным и государственным изданиям» с 1 января 1918 года «печататься согласно новому правописанию». Впрочем, даже «Известия ВЦИК Советов» и «Правда» еще почти год продолжали использовать устаревшие буквы и окончания, хотя и отказались от употребления твердого знака в конце слов. И лишь после повторного декрета от 10 октября 1918 года эти центральные советские газеты перешли на новую орфографию. Характерно, что в эмиграции принципиально использовали старое правописание как символ непризнания советской власти... А церковь пусть сама решает Большинство западноевропейских стран перешли на григорианский календарь еще в XVI веке, Великобритания - в 1752 году, Швеция - в 1753-м. Соответственно, когда Финляндию в 1809 году присоединили к России, там уже использовался новый стиль. Поэтому применительно к Великому княжеству Финляндскому указывали даты сразу по двум календарям, и это не воспринималось как нонсенс. В России главным препятствием для перехода на григорианский календарь было нежелание государства, где православие являлось «господствующей верой», признавать «католическое» летосчисление. Были и другие оговорки, например, что, согласно введенной в 325 году I Никейским собором «пасхалии», православная и еврейская пасхи ни в коем случае не должны совпадать, а при григорианском летосчислении это становилось неизбежным. После Февраля 1917 года, когда речь зашла о перспективе отделения церкви от государства, вопрос о календаре вновь возник на повестке дня. 8 апреля 1917 года газета «Биржевые ведомости» (отнюдь не социалистическая!) поместила статью о необходимости реформы календаря, что позволило бы России «причислить себя ко всем культурным странам земного шара». «Пусть старый календарь умрет со старой властью», - заявляла газета. Однако Временное правительство предпочло компромисс с православной церковью, поручив ей выработать на Поместном соборе законопроект о ее правовом положении в государстве и, соответственно, отложив вопрос о календаре. Взявшим власть в октябре 1917 года большевикам в этом плане было проще: они не собирались о чем-либо договариваться с православными иерархами. Уже 16 ноября 1917 года нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий предложил перейти на европейский календарь, ввести зимнее время и метрическую систему мер и весов. А в декабре 1917 года с инициативой перехода на новый стиль выступил и нарком просвещения Луначарский. В итоге 26 января 1918 года Совнарком принял декрет по проекту наркомата иностранных дел, согласно которому после 31 января 1918 года в России сразу наступило 14 февраля. В пояснительной записке к закону заместитель Троцкого по наркомату иностранных дел Г. В. Чичерин подчеркнул, что переход к другому календарю не нарушает православных канонов и что церкви предоставляется право «решить вопрос об одном или двух стилях, как она для себя признает желательным». Поместный собор отнесся к декрету довольно спокойно. Доктор богословия профессор С. С. Глаголев подчеркнул, что все православные церкви пользуются юлианским календарем, поэтому решение о переходе на новый стиль должно быть принято ими только совместно. Тем не менее 30 января собор постановил, что в течение 1918 года церковь продолжит использовать старый календарь. Однако именно с того момента государство и церковь в России стали жить по разным календарям, что являлось достаточно символичным. Хотя в делопроизводстве высшего церковного управления указывали обе даты: сначала по старому стилю, а затем, в скобках, по новому. Кстати, после советской России в 1918 году на новый стиль перешли «осколки» бывшей Российской империи - Латвия, Литва, Украина, Закавказская республика. Затем примеру большевиков последовали Румыния (в 1919-м), Греция (в 1924-м), Турция (в 1926-м) и Египет (в 1928-м).

Lashner: 10 марта (суббота) будет бесплатный доступ к платным ресурсам на spbarchives для зарегистрировавшихся. Замечу, что теперь там есть не только метрические книги из ЦГИА СПб, но и акты гражданского состояния первых советских лет из ЦГА СПб, Ф. Р-6143. Там попадается разное, например, вот такое.

Atom: Lashner пишет: 10 марта (суббота) будет бесплатный доступ к платным ресурсам на spbarchives для зарегистрировавшихся. Спасибо за информацию.

иван: ДЕНЬ БЕСПЛАТНОГО ДОСТУПА В АРХИВ В Х О Д З Д Е С Ь

иван: Lashner пишет: 10 марта (суббота) будет бесплатный доступ к платным ресурсам на spbarchives для зарегистрировавшихся. Нашли что-то полезное?

Lashner: Может кто-то и нашёл:) я лично для себя кое-что выписал, пригодилось.

иван: А я нашел дело Курикова с 1879 по 1889 годы. Что бы это значило? Подходит для годов владения Лиговским имением... ЦГИА СПб. Фонд 358. Опись 1. Дело 961 Куриков Павел Начальная дата: __.__.1879 Конечная дата: __.__.1889



полная версия страницы