Форум » Церкви и кладбища » Церковь св. Николая (кирха) » Ответить

Церковь св. Николая (кирха)

admin: История Евангелическо-лютеранской церкви Св. Николая в Лигове ЗДЕСЬ

Ответов - 19

ALEX: Самыми молодыми приходами Ингерманландии были образованный в 1849 г. приход в Петергофе для колоний Петергофского уезда и созданный в 1906 г. приход в Лигово , куда относились немецкие поселения Паново и Буксгевден. Церковь в Лигово получила название Николаевской в знак «искренней благодарности прихожан за дарованную приходу возможность осуществить постройку храма в царствование его императорского величества» Князева Е.Е. Материалы РГИА по истории лютеранских сельских приходов на территории Петербургской губернии в связи с переселением немцев. С. 68.

иван: Ну, в общем-то, ничего нового...

comme1: Единого принципа именования зданий нет. Церкви могут носить традиционные дореформационные названия (тогда в названии будет присутствовать церковь такого-то святого, несмотря на то, что в лютеранстве представление о святых характерное для других христианских церквей, отсутствует). В настоящее время, если подобные именования используются, то предпочтение отдаётся важнейшим личностям Нового Завета. Церкви во имя Богородицы именуются просто церковь святой Марии (см. например, Мариенкирхе). Своеобразное выражение нашла эта традиция в России, где весьма популярны названия церквей на манер православных, при этом здание часто называлось именем святого — патрона правящего императора или императрицы, которые часто являлись ктиторами кирх. Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии существует около 400 лет. Она родилась в результате великодержавной политики Швеции, вследствие переселения финнов в 1600-е годы в Южную Карелию и на Южное побережье Финского залива и слияния их с местным финно-язычным населением (ижора, водь, вепсы). До революции 1917 года в Церкви Ингрии насчитывалось 32 прихода на территории Петербурга и окрестностей до границы с Эстонией. Общая численность прихожан составляла 147 000 человек. Существовало 800 финских деревень, 300 школ, учительская семинария в Колпанах и школа в Петербурге. Большинство священников были из Финляндии. Церковь Ингрии представлена деревянными храмами XVIII века и каменными XIX века в стиле неоклассицизма и готики. Сидячих мест в церквях было в среднем около 840. Во время советской власти церкви были экспроприированы и переданы под склады, производственные помещения и другие нужды, часть церквей была разрушена во время войны. Деятельность Церкви продолжалась многие десятилетия подпольно проповедниками-мирянами. В 1970-е годы были созданы приходы в Петрозаводске и в Пушкине, начиная с 1988 года создавались все новые приходы, сегодня их 40. На ингерманландской территории сейчас проживают около 55000 ингерманландцев и 11000 в других регионах России. В Карелии живут около 79000 карелов и финнов из Америки. Управление После возобновления приходской деятельности приходы Карелии и Ингерманландии были объединены в пробство, которое входило в евангелическо-лютеранскую Церковь Эстонии. С начала 1992 года евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии вновь становится самостоятельной. Церковь двуязычна, официальными языками являются финский и русский, на богослужениях могут использоваться и другие языки, в частности эрзя и мокша.


Atom: ЦГИА. Ф. 256, Оп. 29, Д. 67. О рассмотрении проекта лютеранской церкви на станции Лигово по Дерновой ул., № 48; чертежи. 1909 1910.

иван: В 1946-ом в здании горсовета, которое военнопленные немцы возвели на фундаменте церкви святого Николая, открыли два класса школы. Рядом с горсоветом в домике, похожем на сарай, работал продовольственный магазин. Напротив, в бревенчатом одноэтажном домике, аптека. Ткачева Татьяна Александровна. «Строя будущее, помнить о былом». Из века в век, от прадедов к потомкам: сборник краеведческих исследований / сост. В.И. Соловьева. – Санкт-Петербург: Администрация Красносельского района; Общественный совет по краеведению, 2011. – 96 с. – ил.

николаевич: Есть предположение, что евангелическо-лютеранская церковь Святого Николая, находившейся на углу Дерновой ул. (ул. Ленина) и Васильевского переулка, после её закрытия в октябре 1938 г была приспособлена под кинозал. Это по воспоминаниям моего детства. В моем сознании всплывает образ большого с высоким потолком помещения, ряды деревянных скамеек и экран, на котором идет показ фильма "Праздник Святого Йоргена".

иван: Интересное воспоминание А вот вспомнили бы, был ли овражек на пересечении ул.Ленина и 25-го Октября? То есть по пути в кино.

николаевич: иван пишет: А вот вспомнили бы, был ли овражек на пересечении ул.Ленина и 25-го Октября? Вспомнить не удалось - или память не запечатлела или таковой отсутствовал.

иван: Скорее всего к вашему времени овражек уже засыпали. На снимках ничего не видно. Зато есть большой пруд южнее кино. Его тоже не помните?

Lashner: Atom, ЦГАКФФД. Заодно: 1) ЦГИА выложил в платный доступ большой кусок лютеранских метрических книг (ф. 2294). В частности, есть и вот такое дело 1916 года: ЦГИА СПб. Фонд 2294. Опись 1. Дело 154 Метрические книги церквей: приходов г.Гатчины, г.Луги, при Николаевской Метрические книги церквей: в Лигово, Стрельна, Петергоф, Ямбург, Кронштадт, Ямбургского эстонского, г.Гдова, Гдовского уезда 2) При просмотре заголовков дел ЦГИА попался вот такой вот сепаратизм образца 1892 года: ЦГИА СПб. Фонд 258. Опись 2. Дело 1006 По прошению крестьян д. Паново, Лигово, Новой, Егоровки и Ивановки, Московской волости, Петербургского уезда об учреждении новой волости Лиговской Прошение, очевидно было отклонено (впрочем, после революции как раз уже Урицкая волость включила в себя большую часть бывшей Московской). Стоит напомнить, что Московская волость простиралась от Сосновой Поляны до села Смоленского (район нынешней "Елизаровской").

Lashner: Посмотрел вышеупомянутое лютеранское дело 1916 года (речь идет о церкви Св. Николая) - там всего ничего, о кончине шести человек, трое похоронены на лютеранском кладбище, двое на православном, ещё один - на Успенском (нынешнем Северном).

иван: Маловато будет!

Lashner: Зато вот здесь - ЦГИА СПб. Фонд 2294. Опись 1. Дело 172 Метрические книги церкви прихода Стрельна (смерть) - в книгах, охватывающих кончины с 1892 по 1918 есть немало упоминаний и колонии и просто Лигово. По колонии замечу следующее: большую часть 1890-х писали как Буксгевденский поселок (с вариациями), с конца 1890-х как Ивановку, а во время Первой мировой войны всплывает вариант "Лиговка".

иван: Здесь будет уместнее. Спасибо, Алексей!

иван: иван пишет: А вот вспомнили бы, был ли овражек на пересечении ул.Ленина и 25-го Октября? То есть по пути в кино. Похоже, это был небольшой пруд, который виден на АФС западнее Красной школы. А посему мой вывод - дача Кшесинских, где родилась Матильда была прямо напротив будущей школы, на другой чётной стороне Дерновой улицы (Ленина).. - Кшесинские снимали дачу Сигизмунда Куна (перед революцией - дача Дернова).

Lashner: Lashner пишет: По колонии замечу следующее: большую часть 1890-х писали как Буксгевденский поселок (с вариациями), с конца 1890-х как Ивановку, а во время Первой мировой войны всплывает вариант "Лиговка". Оказывается, всплыл он не просто так, а в ходе антинемецкой кампании времён ПМВ: 24 апреля 1915 г. названия некоторых немецких поселений и волостей изменили: «селение Буксгевдена» в Среднерогатской волости Петроградского уезда поменяли на поселок «Лиговка», Дудергофскую волость Царскосельского уезда - на «Дударьгорскую», колонию Франкфуртскую Ямбургского уезда - на поселок «Заречное», местечко Магербург - на «Низино». Волость, на самом деле, Московская, но я так понимаю, что колонии, связанные со Средней Рогаткой, могли относить и к ней.

иван: Ох, вечно эти идеологические заскоки

иван: В дополнение к моему сообщению №2003 Застройку микрорайона отличает продуманность, комплексность. Улица Ленина, дом 54 — это бывший адрес нашей школы № 383, единственной в Урицке, нынешний адрес — улица Авангардная, дом 35. Точно известно, что её строили военнопленные. Посмотрите на здание внимательно: прочные, солидные стены, окна на восток и на запад — на восход и на закат. В школе было светло и тепло. Украшением её была главная лестница. И никаких излишеств, строго и удобно. Школа открылась в 1951 году. Грустно было видеть, как наши классы разделили стенами, сделали много дверей, изуродовали коридоры. Недалеко от школы, на месте сквера у домов № 22 и № 24 по улице Партизана Германа, до 1970 года стояло административное здание Урицка — Горсовет, светлое, двухэтажное, похожее на перестроенную лютеранскую церковь Святого Николая. Стены Горсовета возвели пленные в 1946 году, там открыли два класса, почту, на втором этаже были кабинеты председателя, инженера, секретаря, библиотека. Ткачева Татьяна Алексеевна. Участие немецких военнопленных в восстановлении Красносельского района.

Lashner: Из справочника Е.А. Деревниной, Е.Е. Князевой и Г.Ф. Соловьевой "Лютеранские церкви и приходы на северо-западе России XVIII - XX вв." (СПб., 2021) ЦЕРКОВЬ СВ. НИКОЛАЯ, немецкого прихода, в районе совр. ул. Партизана Германа, д. 18, к. 3 (при станции Лигово Балтийской железной дороги, ул. Дерновая,48 и Степанова ул.,47, С.-Петербургский (Петроградский) у. и губ.). Построена и освящена 26.12.1909 г., деревянная на 150 мест, архитектор Э.Ф. Крюгер (на сайте стоит Ф.Э. Крюгер – прим.). Недвижимость: 21.04.1909 г. министр внутренних дел выдал разрешение на постройку лютеранского молитвенного дома на участке при станции Лигово Балтийской железной дороги по Дерновой ул.,48. 10.06.1909 г. Строительное отделение С.-Петербургского губернского правления отказало в утверждении плана постройки. 07.12.1909 г. церковный совет евангелическо-лютеранского прихода Лигово подал прошение С.-Петербургскому губернатору о разрешении построить церковь на участке земли, пожертвованным потомственным почетным гражданином Ф.М. Сегалем (Дерновая ул,48 и Степанова ул.,47). 30.12.1909 г. Строительное отделение С.-Петербургского губернского правления утвердило вновь представленный проект церкви при станции Лигово. 30.01.1910 г. император Николай II по докладу министра внутренних дел разрешил присвоить церкви наименование «Николаевская». 24.03.1910 г. церковному приходу выдано свидетельство петербургского губернатора о том, что церковь разрешается открыть для богослужений. Недвижимость на 1917 г.: школа. Приход утверждён 09.05.1906 года, располагается на территории Санкт-Петербургского уезда, в него входили населенные пункты: селения Буксгевден и Паново. Для богослужения сначала приглашали пастора из Стрельны. До постройки церкви службы проводились в устроенном для молитвы зале. В приходе служили пасторы: Busch, 1906 – 1914; Kaiku Kallio, 1914 – 1915; Eugen Deggeler – 1915; Lauri Jooseppi Jokinen, 1916 – 1917.



полная версия страницы