Форум » Печатные издания » Санкт-Петербургские ведомости. Наследие » Ответить

Санкт-Петербургские ведомости. Наследие

иван: Интересные статьи из рубрики НАСЛЕДИЕ главной питерской газеты Санкт-Петербургские ведомости https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/

Ответов - 22, стр: 1 2 All

иван: Свейский рубеж http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/sveyskiy_rubezh/

иван: Столбовский мир: уступка без разгрома http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/ustupka_bez_nbsp_razgroma/

иван: Интересная статья с директором ЦГАКФФД Оксаной МОРОЗАН. http://spbvedomosti.ru/news/gost_redaktsii/oksana_igorevna_morozan/?sphrase_id=97319 Фотографию обмануть невозможно Фотографию называют едва ли не самым правдивым историческим документом, она точна и беспристрастна. События, явления, объекты, попавшие в кадр, говорят сами за себя. Причем неважно, идет речь о снимках столетней давности или современных. И в то же время фотография чрезвычайно уязвима, ее сохранение - настоящая наука. Наша сегодняшняя собеседница уверена, что самый надежный способ сберечь фотонаследие - государственное хранение. - Оксана Игоревна, чьи фотографии могут быть приняты в архив? - Мы в равной степени рассматриваем работы как профессиональных фотографов, так и любителей, и за последние годы приняли не одну коллекцию, достойную того, чтобы храниться в архиве. Давно ведь ушли в прошлое те времена, когда фотографирование было делом дорогим и достаточно трудоемким. Сейчас фотография доступна практически всем, и очень хорошо, что каждый имеет возможность выразить себя таким образом. Конечно, многое зависит от способностей человека, его умения подчас увидеть то, что не замечают другие. Отмечу один нюанс. Среди фотографов достаточно редко встречаются такие, кто очень тщательно ведет свой архив, отбирая и откладывая самые лучшие кадры. Поэтому в большинстве случаев мы получаем всю фотоколлекцию целиком, и уже задача архивиста - провести экспертизу ее ценности. По опыту многих лет могу сказать, что при отборе изображений получается соотношение один к десяти. То есть из десяти снимков мы отбираем один. Невозможно и не нужно принимать на хранение все. Почему? Государственное содержание документов требует больших затрат. Именно поэтому к отбору на хранение мы относимся очень тщательно. Государственные средства должны расходоваться рационально, тем более что наша задача - хранить вечно. Да и реставрация опять-таки стоит дорого. Каждый вид документа требует своих строго определенных температурно-влажностных режимов. Например, цветная пленка хранится в специальных холодильниках при температуре около нуля градусов. Иначе изображение будет ухудшаться, начнет портиться эмульсия. Позитивы и документы на бумажной основе требуют 18 - 20 градусов тепла. Стеклянные негативы хранятся при плюс 15 градусах, нитропленки - при температуре 10 - 12 градусов. Эти пленки на нитроцеллюлозной основе опасны, потому что горючи и, соответственно, находятся в зоне наибольшего риска. До революции на этой основе делали кинопленку - при трении она вызывала искру и могла загореться, с этим были связаны нередкие пожары в тогдашних синематографах. В 1950-х годах ее перестали выпускать и использовать. - Какими же критериями должны обладать фотографии, чтобы их приняли на государственное хранение? - Критерии зафиксированы в правилах работы архивов. Самое главное - фотодокумент должен быть значимым. Мы в первую очередь рассматриваем материалы, связанные с историей нашего города и всего Северо-Запада. А поскольку значимость - вещь несколько субъективная, то решение, которое принимает архивист, - очень ответственное. Для меня фотография - вообще сплошная ответственность. Мы не принимаем повторяющиеся кадры. То есть из двух примерно одинаковых, похожих снимков отбираем лучший. Кроме того, фото должно быть хорошего качества. Как минимум - резким. Нечеткий кадр с размытым или еле видным изображением мы не возьмем. Для аудиовизуальных материалов существует примерно двадцать критериев, которые влияют на то, чтобы документ попал на государственное хранение. - Сегодня очень популярен авторский стиль в фотографии. Не фиксация действительности, а самовыражение автора, сделанное с помощью различных эффектов. В результате на таких снимках город выглядит или неестественно красивым, или, наоборот, все его недостатки вылезают наружу... Какую фотографию вы предпочли бы сохранить? - Нам пока такие снимки еще не предлагали, но, если такое случится, мы будем их рассматривать наравне с другими. Почему нет? В конце концов это тоже видение фотографа. Мода же влияет на искусство, в том числе и на фотографию. Вообще же, даже принимая во внимание все критерии, по каждой фотографии, как и по каждому документу, принимается индивидуальное решение. - Но ведь это сколько же времени тратится на то, чтобы, принимая огромный фотоархив, проанализировать каждый снимок? - Много. В качестве примера: десять лет у нас ушло на то, чтобы разобрать принятую нами на хранение коллекцию Кирилла Владимировича Овчинникова. По профессии он химик, но увлекался архитектурой, был секретарем комиссии по истории, охране и реставрации памятников архитектуры при Доме архитектора. И ему хотелось сохранить облик Ленинграда, который он видел перед своими глазами. В 1970 - 1980-х годах он запечатлел фактически уходящий город, особенно бывшие пригороды, которые стремительно застраивались. На его снимках - исчезнувшие ныне пейзажи Рыбацкого, Охты, Полюстрова, Удельной, Лесного... Фотографировал он и дома, которые шли на снос в центре города. Всевозможные детали, старинные печи... Это как раз тот самый случай, когда не все его работы с профессиональной точки зрения были на высоком уровне. Тем не менее мы приняли на хранение большинство снимков Овчинникова, за исключением повторяющихся. Были кадры, спорные по качеству, но было решено принять их на хранение, исходя именно из их значимости, поскольку автору удалось зафиксировать то, что мы уже никогда не увидим. - Если на обработку одной только коллекции Овчинникова ушло столько времени, то сколько же еще коллекций ждут своего часа? - Да, есть такие, которые нам переданы, но еще не разобраны. У нас, естественно, есть план на много лет вперед. Очередь одновременно и продвигается и растет, ведь мы каждый год принимаем в дар новые собрания. Так что эта очередь бесконечна. И пока описание коллекции нами не произведено, исследователям она не доступна. В этом плане мне очень импонирует проект Архивного комитета Санкт-Петербурга, который стартует в нынешнем году. Его условное рабочее название - «Народный архив». Суть в том, что любой человек сможет выложить на соответствующую страницу портала «Архивы Санкт-Петербурга» сделанные им фотоизображения или отсканированные исторические снимки из семейного архива. И главное - самостоятельно описать, аннотировать каждую фотографию. Это существенно облегчит работу архивистов, и у нас появится возможность что-то принять на хранение в ускоренном режиме. - Обычный человек может предложить вам фотографии из своего семейного архива, например, за последние полвека? - Теоретически, да. Смотря какая семья. Опять-таки возвращаемся к вопросу о критериях отбора на государственное хранение. Хотя, например, если в составе коллекции есть необычные сцены быта, то нас это сразу же заинтересует. Например, несколько лет назад мы приняли на хранение очень интересную коллекцию фотографий из семейного архива теннисистки мастера спорта СССР Натальи Борисовны Ветошниковой. Там очень хорошая съемка, почти профессиональная, в том числе дореволюционные негативы на стекле. Они были сделаны в основном ее дедом по материнской линии генерал-майором царской армии Николаем Ивановичем Калугиным - начальником справочного учетно-статистического отдела о потерях на фронте командного управления Главного штаба. Кстати, именно он был первым тренером Натальи Ветошниковой. Есть в переданной коллекции и небольшое количество негативов купца первой гильдии потомственного почетного гражданина Адриана Дмитриевича Ветошникова - деда Натальи Борисовны по отцовской линии. Кроме того, она помогла архиву аннотировать фотодокументы по истории тенниса. Меня поразила ее прекрасная память, она сразу называла имена и фамилии многих участниц соревнований. Она ведь была неоднократной чемпионкой Ленинграда по теннису. В июле 1943 года в осажденном городе заняла третье место на первенстве по теннису среди женщин, проходившем на стадионе имени Ленина (теперь «Петровский»). Правда, редко кто предлагает нам подобные коллекции. Да и вообще люди нечасто готовы расстаться со своим семейным архивом. - Понятно, что сегодня практически никто не снимает на пленку. Вы принимаете фотографии в электронном виде? - Долгое время мы этого не делали. Электронные форматы меняются, видоизменяются, носители иногда перестают читаться, записи утрачиваются. Не имея возможности регулярно проводить технический контроль, мы не принимали на хранение фотодокументы на компакт-дисках. Вопрос был решен следующим образом: в 2011 году правительство города выделило Архивному комитету средства на создание дата-центра со всеми степенями защиты, а в 2014 году финансировало создание новой информационной системы для архива. Росархив в свою очередь определился с требованиями по хранению электронных документов. Соответственно, и мы смогли сориентироваться, чтобы организовать это хранение правильно. Мы не опоздали и не поторопились. И сейчас мы уже начали принимать фото- и видеодокументы в цифровом виде. Было много споров о том, в каком формате их принимать и хранить, но в результате мы пришли к пониманию: надо брать документ в том формате, в каком он сделан. К примеру, сейчас сотрудники архива закончили обследование фото- и видеодокументов, находящихся в администрациях районов и комитетах правительства нашего города. Естественно, все они создавались в разные годы в различных форматах. В каком виде сохранились, в таком мы и будем принимать. - Как обстоят дела с оцифровкой уже имеющихся в вашем архиве фотографий? - Сегодня четверть нашей коллекции фотодокументов доступна для пользователей на нашем сайте. Конечно, мы размещаем там изображение, которое можно только посмотреть, но невозможно использовать, например, для публикации. В этом случае копию фотодокумента необходимо купить у архива, которому делегированы полномочия по использованию этих материалов. Юридически все права на подлинники принадлежат субъекту Российской Федерации - Санкт-Петербургу. И деньги, которые пользователи платят за оказываемые услуги, идут напрямую в доход города, так как мы являемся казенным учреждением. - Как решается вопрос с авторскими правами в том случае, когда документы передаются в ваше учреждение на госхранение? - Все, что поступает к нам на хранение, должно быть юридически правильно оформлено. Естественно, мы принимаем только те фотодокументы, у которых нет проблем с авторскими правами. Сложнее с другими аудиовизуальными документами. Например, если речь идет о музыкальном произведении, то авторскими правами могут обладать и композитор, и автор слов, и исполнитель, и даже тот, кто сделал фонограмму. На данный момент у нас около десяти тысяч единиц хранения фонодокументов, в том числе аудиоинтервью писателей, ученых, общественных деятелей. Пока у наших пользователей еще нет возможности работать с такими материалами - создание специального читального зала только готовится. Постепенно, после оцифровки, эти документы будут представлены на нашей странице на портале. - Архив занимается еще и исследовательской работой - изучает свои коллекции... - Действительно, если про фотографию мало что известно, если она не аннотирована соответствующим образом, ты остаешься с ней практически один на один. Принимая документы на хранение, мы в первую очередь отталкиваемся от той информации, которую предоставляют сами фотографы. Но и у них бывает достаточно большое количество ошибок в описании своих же собственных кадров. Мы знаем, что даже у тех снимков, которые выставлены на нашей странице, есть ошибки с аннотированием, и будем благодарны, если посетители портала нас поправят. Но они обязательно должны обосновать, почему аннотация должна быть изменена. Есть несколько крупных комплексов негативов, к которым мы считаем своим долгом относиться как можно более внимательно. В первую очередь к тем, что связаны с историей Великой Отечественной войны. Особенно много вопросов вызывают фотодокументы по истории партизанского движения. Понятно, что корреспонденты в тылу врага работали в особых условиях, не всегда могли при съемке делать какие-то записи. Да порой просто нельзя было этого делать: а если бы эти записи попали в руки противника? Поэтому подписи ко многим фотографиям очень условны. Например, «группа партизан». Имена изображенных людей остаются неизвестными. А очень хотелось бы узнать их. И мы надеемся, что нам помогут в этом родственники тех, кто запечатлен на этих снимках. Сделать это просто: зайти на нашу страницу на портале, где все эти фотографии выложены. Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ


иван: В новый мир по новому стилю https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/v_nbsp_novyy_mir_po_nbsp_novomu_stilyu/ 02.02.2018 Арсений Соколов Рубрика Наследие Говоря о событиях, последовавших после Октябрьской революции, мы чаще всего вспоминаем о радикальных политических и социальных изменениях. Однако «новый мир» действительно вторгался во все сферы прежней жизни. В том числе в правописание и летосчисление. Впрочем, в свое время инициировали эти нововведения вовсе не большевики. О красоте русской речи После реформы алфавита, проведенной Петром I, остались несколько букв, которые в то время, возможно, еще несли какую-то фонетическую нагрузку, но со временем ее полностью утратили: «ять», «фита», «ижица» и другие. В 1911 - 1912 годах Императорская академия наук предложила проект реформы орфографии, предполагавший их упразднение, но Николай II отложил принятие решения. После Февральской революции вопрос тут же поднял возглавивший Министерство народного просвещения бывший ректор Московского университета кадет А. А. Мануйлов. 17 мая 1917 года он предписал с начала ближайшего учебного года перейти на новое правописание во всех государственных учебных заведениях, а уже сейчас использовать новое правописание во вверенном ему ведомстве. Оговорив, что отдельные аспекты нового правописания еще предстоит детально проработать, Мануйлов предлагал исключить букву «ять» и заменить ее на «е», ликвидировать «фиту» с заменой на «ф», убрать «ъ» в конце слов и частей сложных слов. Против введения нового правописания в учебных заведениях духовного ведомства и церковных школах выступили Синодальный учебный комитет и Училищный совет при Синоде. Они заявили, что это «портит красоту русской речи, грешит против славяно-русской палеологии и славянского корнесловия». После июльского кризиса Мануйлов ушел в отставку, а дальнейшая политическая канитель 1917 года не дала Временному правительству возможности заниматься этим вопросом. Этим озаботилось новое правительство, пришедшее к власти в октябре. 23 декабря 1917 года нарком просвещения А. В. Луначарский предписал «всем правительственным и государственным изданиям» с 1 января 1918 года «печататься согласно новому правописанию». Впрочем, даже «Известия ВЦИК Советов» и «Правда» еще почти год продолжали использовать устаревшие буквы и окончания, хотя и отказались от употребления твердого знака в конце слов. И лишь после повторного декрета от 10 октября 1918 года эти центральные советские газеты перешли на новую орфографию. Характерно, что в эмиграции принципиально использовали старое правописание как символ непризнания советской власти... А церковь пусть сама решает Большинство западноевропейских стран перешли на григорианский календарь еще в XVI веке, Великобритания - в 1752 году, Швеция - в 1753-м. Соответственно, когда Финляндию в 1809 году присоединили к России, там уже использовался новый стиль. Поэтому применительно к Великому княжеству Финляндскому указывали даты сразу по двум календарям, и это не воспринималось как нонсенс. В России главным препятствием для перехода на григорианский календарь было нежелание государства, где православие являлось «господствующей верой», признавать «католическое» летосчисление. Были и другие оговорки, например, что, согласно введенной в 325 году I Никейским собором «пасхалии», православная и еврейская пасхи ни в коем случае не должны совпадать, а при григорианском летосчислении это становилось неизбежным. После Февраля 1917 года, когда речь зашла о перспективе отделения церкви от государства, вопрос о календаре вновь возник на повестке дня. 8 апреля 1917 года газета «Биржевые ведомости» (отнюдь не социалистическая!) поместила статью о необходимости реформы календаря, что позволило бы России «причислить себя ко всем культурным странам земного шара». «Пусть старый календарь умрет со старой властью», - заявляла газета. Однако Временное правительство предпочло компромисс с православной церковью, поручив ей выработать на Поместном соборе законопроект о ее правовом положении в государстве и, соответственно, отложив вопрос о календаре. Взявшим власть в октябре 1917 года большевикам в этом плане было проще: они не собирались о чем-либо договариваться с православными иерархами. Уже 16 ноября 1917 года нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий предложил перейти на европейский календарь, ввести зимнее время и метрическую систему мер и весов. А в декабре 1917 года с инициативой перехода на новый стиль выступил и нарком просвещения Луначарский. В итоге 26 января 1918 года Совнарком принял декрет по проекту наркомата иностранных дел, согласно которому после 31 января 1918 года в России сразу наступило 14 февраля. В пояснительной записке к закону заместитель Троцкого по наркомату иностранных дел Г. В. Чичерин подчеркнул, что переход к другому календарю не нарушает православных канонов и что церкви предоставляется право «решить вопрос об одном или двух стилях, как она для себя признает желательным». Поместный собор отнесся к декрету довольно спокойно. Доктор богословия профессор С. С. Глаголев подчеркнул, что все православные церкви пользуются юлианским календарем, поэтому решение о переходе на новый стиль должно быть принято ими только совместно. Тем не менее 30 января собор постановил, что в течение 1918 года церковь продолжит использовать старый календарь. Однако именно с того момента государство и церковь в России стали жить по разным календарям, что являлось достаточно символичным. Хотя в делопроизводстве высшего церковного управления указывали обе даты: сначала по старому стилю, а затем, в скобках, по новому. Кстати, после советской России в 1918 году на новый стиль перешли «осколки» бывшей Российской империи - Латвия, Литва, Украина, Закавказская республика. Затем примеру большевиков последовали Румыния (в 1919-м), Греция (в 1924-м), Турция (в 1926-м) и Египет (в 1928-м).

иван: Подземная крепость Часть подземных тоннелей Смольного стала музеем Слухи о секретном бункере под Смольным ходили с давних пор. Например, о том, что он связан с тоннелем метро... «Сказки все это, - говорят в государственном музее «Смольный», - хотя само подземное сооружение действительно существует». Часть его помещений к 75-летнему юбилею освобождения Ленинграда от блокады стала музеем. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» одними из первых спустились в это подземелье. https://spbvedomosti.ru/news/culture/podzemnaya_krepost/

иван: Мир, который вызывает раздоры 01.06.2017 Сергей Глезеров http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/mir_kotoryy_vyzyvaet_nbsp_razdory/

иван: Nyenskant of Petersborg 26.05.2017 Алексей Векшин http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/nyenskant_of_nbsp_petersborg/

иван: Родословная «в цифре» Если кто-то думает, что в архив приходят исключительно специалисты-исследователи, то глубоко заблуждается. Постоянный контингент здесь - люди далекие от сугубо научных дел. Школьники занимаются краеведческими исследованиями, студенты - дипломными и курсовыми работами по реконструкции исторических зданий, пенсионеры - поиском родословной... У каждого свои интересы, но все они так или иначе связаны с самыми разными аспектами дореволюционной истории Петербурга. http://spbvedomosti.ru/news/gost_redaktsii/irina_borisovna_shelukhina/

иван: Атлантида Красносельского района Александр Вертячих, Вадим Кузьмицкий 03 Апреля 2018 https://spbvedomosti.ru/news/gorod/atlantida_krasnoselskogo_rayona/ Жертва большой урбанизации Но есть в петербургской истории «город в городе», который до войны не только имел статус и название, но и был крупным промышленным центром со своей экономикой, дорожной сетью. Более того: этот город «мигрировал» из Ленобласти в Ленинград, а позже, уже войдя в черту северной столицы, «поменял» районы своего расположения. Да, мы говорим о городе Урицке, некогда занимавшем обширную территорию к западу от нынешнего проспекта Маршала Жукова. Возник он на месте дачных поселков Сосновой Поляны еще в 1925 году. В ту пору эти земли относились к Ленинградской области. Урицк принял на себя удар в годы Великой Отечественной войны, здесь проходила линия фронта. Поэтому его кварталы, примыкавшие к станции Лигово, были уничтожены. Военная история Урицка хорошо описана в книгах и на специализированных сайтах, поэтому нам будет интересна послевоенная жизнь города на границе с областью. Уже в 1944 году началось восстановление промышленной базы Урицка - завода «Пишмаш», ныне - ЛЭМЗ. До и после войны предприятие выпускало пишущие машинки «Ленинград», позже перейдя на производство электротехники. В 1945 году завод ввел в строй литейный цех, где ремонтировалась строительная техника для восстановления Ленинграда. Кстати, первый артефакт здешних мест известен по зимним фотографиям времен оккупации - железнодорожный переезд через Петергофское шоссе с остановившимися трамваями-«американками». Остановка «Железнодорожный переезд» дошла до наших дней. В 1950-м Урицк с поселками Лигово и Старопаново был подчинен Кировскому райсовету Ленинграда, а в 1963-м включен в городскую черту как часть того же района. С 1973 года Урицк стал частью Красносельского района Ленинграда. Увы, с этого момента он перестал существовать как самодостаточное поселение. В отличие от Красного Села Урицк навсегда утратил статус города. Но следы его пребывания можно найти среди многоэтажек округа Сосновая Поляна. Летчики и «погранцы» В начале 1970-х территория бывшего города Урицка была застроена типовыми панельными и кирпичными домами. Однако в отличие от Веселого Поселка, Купчина и других «спальных» районов Петербурга в новые дома Сосновой Поляны переехали коренные жители Урицка. Внуки и правнуки тех, кто когда-то ходил в старую школу на станции Лигово, теперь учатся в школах, гимназиях и лицеях того же района. Однако вспомним о цели нашего повествования - найти в современных кварталах следы Атлантиды Красносельского района, как можно назвать исчезнувший с карт Урицк. Кстати, на территории одноименного муниципального округа артефактов немного - фортификационные сооружения вдоль бывшей линии фронта да несколько небольших домов у станции Лигово. Еще ряд зданий был переделан до неузнаваемости. Живая память в камне о городе Урицке сохранилась на территории округа Сосновая Поляна, а именно - в квадрате между проспектом Ветеранов и Петергофским шоссе и между улицами Пограничника Гарькавого и Летчика Пилютова. Душой тех мест можно считать маленькую 2-ю Комсомольскую улицу, на которой можно найти лишь два-три дома выше четырех этажей. Большая часть зданий вдоль этой улочки послевоенные, но кое-что осталось со времен старого города Урицка. Кстати, в 1940 - 1950-е главной артерией исчезнувшего города была Бульварная улица - ныне ул. Пограничника Гарькавого. В наши дни на месте бульвара - широкая магистраль, ведущая от железнодорожной платформы «Сосновая Поляна» в жилмассив «Балтийская жемчужина» (там она переходит в улицу Адмирала Трибуца). Лишь на небольшом участке между проспектами Ветеранов и Народного Ополчения есть сквер бульварного типа - между улицей и боковым проездом. Красоты соцреализма Кстати, а куда делась 1-я Комсомольская? Ею стала улица Летчика Пилютова, ее тоже можно считать артефактом района. Подсчет старых домов начнем именно отсюда. Изрядно переделанные жилые и административные здания на этой улице (№ 8, 10, 12) явно считались в Урицке одними из самых нарядных (слово «элитные» тогда не употребляли). Наибольший интерес, пожалуй, представляет дом № 10 - четырехэтажное здание, по данным Росреестра, введенное в эксплуатацию в 1956 году. Фасад этого дома украшен колоннадой, что придает ему особенно торжественный вид. И не поверишь, пока не убедишься лично, что проект этот типовой. А между тем в нашем городе есть еще как минимум два похожих дома (с некоторыми отличиями в декоре) - на Приморском проспекте, 21 и 39. Переходим на дожившую до наших дней 2-ю Комсомольскую улицу. Своеобразным ее архитектурным центром можно считать дом № 6, корп. 2. В этот довольно-таки монументальный дом встроено, как сейчас бы сказали, коммерческое помещение. За аркадой первого этажа (витрины в сталинских зданиях любили делать в виде арок) расположился магазин. Старожилы вспоминают, что раньше там был книжный. Сейчас - продуктовый. Еще этот дом примечателен тем, что построен со значительным отступом от красной линии 2-й Комсомольской. Перед ним виднеется небольшой холм - как будто на земле вскочил прыщик. Это бомбоубежище послевоенной постройки. По словам очевидцев, сейчас оно разорено и завалено мусором. Рядом можно увидеть кварталы «квадратных» домов, построенные по проекту архитектора Андрея Оля, ученика известного финского зодчего Элиэля Сааринена и российского мэтра Федора Лидваля. Стоит отметить, что дома к западу от 2-й Комсомольской севернее Новобелицкой улицы - в основном довоенной постройки. Как видно на старых картах, многие из этих небольших зданий были возведены еще в 1930-х. Они выделяются более строгим и вместе с тем затейливым обликом. Построенные как жилые, постепенно их приспосабливают под новые нужды. Дом № 3 по 2-й Комсомольской был реконструирован под гостиницу «Комсомольская», дом № 7 используется под военную кафедру университета ИТМО. На улице Пограничника Гарькавого необычен для сталинской эпохи дом № 5, корпус 1, построенный в 1956-м. В отличие от многих своих соседей он оштукатурен лишь частично. Такого рода «недоделанные» «сталинки» характерны для окрестностей Черной Речки. В другой части улицы Пограничника Гарькавого, близ ее пересечения с Добрушской улицей, во дворе притаился невысокий дом с ротондой, больше всего напоминающий старинную усадьбу. Строился он по проекту Оля как ясли, а после перестройки СССР был сдан в аренду банку. В последние годы это безусловно примечательное здание горело и стояло заброшенным. Надолго ли сохранится очарование тихой 2-й Комсомольской и ее окрестностей, мы не знаем. Но факт остается фактом: данный квартал включен в программу реновации, по которой уже сносят пятиэтажки в соседнем МО Константиновское. Будем надеяться, что ковш девелоперов доберется до старого Урицка еще не скоро...

иван: Церковь Святого Митрополита Петра на Ульянке Ксения Табачник 26 Апреля 2018 https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/tserkov_svyatogo_mitropolita_petra_na_ulyanke

иван: Название, не отжившее свой век Как на карту вернулось Петергофское шоссе 20.01.2017 Алексей Алексеев | Рубрика Наследие Возвращение дореволюционных наименований объектов городской среды (улиц, площадей, садов) в Ленинграде было делом нечастым, особенно с середины 1950-х годов до второй половины годов 1980-х. Тем не менее и тогда бывали случаи «возвращения к истокам». http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/nazvanie_ne_nbsp_otzhivshee_svoy_nbsp_vek/

иван: Урицк, Слуцк, Троцк... Как возникли, так и исчезли https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/uritsk_slutsk_trotsk_kak_nbsp_voznikli_tak_nbsp_i_nbsp_ischezli/ Был еще и город Урицк - так в 1920-е годы назвали Лигово. После Великой Отечественной войны он был включен в состав Ленинграда и тихо и незаметно исчез. Железнодорожную станцию Лигово не переименовывали, а потому люди, получившие новые квартиры в этом районе, говорили, что живут в Лигове. Любопытно, что уже в постсоветское время депутаты-муниципалы вспомнили исчезнувшее название города, назвав свой округ Урицком.

иван: Российская империя: последние дни Хроника и топография событий 03.03.2017 Андрей Румянцев | Рубрика Наследие http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/rossiyskaya_imperiya_poslednie_nbsp_dni/

иван: Февральская революция. Точка невозврата Февраль 1917 года поставил крест на существовании Российской империи 01.03.2017 Рубрика Наследие http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/tochka_nevozvrata/ Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская революция. Они вызвали к жизни огромное количество мифов, хотя в воспоминаниях современников все расписано буквально по дням и часам. Не случайно историки, собравшиеся за круглым столом в редакции нашей газеты, так часто обращались к первоисточникам.

иван: Яниссаари и Обыскная книга: история Заячьего острова https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/yanissaari_i_obysknaya_kniga_istoriya_zayachego_ostrova/ Как известно, наш город начинался с Заячьего острова, где стали строить крепость, которую вначале назвали Санкт-Петербургской, а потом - Петропавловской. Название острова является переводом с финского языка, на котором оно звучит как Яниссаари, что означает «заячий остров».

иван: Первопроходцы: новгородские строители петровского Петербурга https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/novgorodskie_pososhane/ Источников по истории раннего Петербурга, особенно о первых месяцах его строительства, до нашего времени сохранилось очень мало.

иван: Бились насмерть у стен Ленинграда. Захоронены останки бойцов, погибших при Старо-Пановской операции Олег Белов 29 Июля 2019 https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/bilis-nasmert-u-sten-leningrada-zakhoroneny-ostanki-boytsov-pogibshikh-pri-staro-panovskoy-operatsii/

иван: По каналу в слободу http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/po_kanalu_v_nbsp_slobodu/

иван: Забытый док Олег Вареник 23 Сентября 2016 http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/zabytyy_dok/

иван: Графские гербы Олег Вареник 27.07.2018 Клады бывают не только из золотых монет. Они могут содержать совсем не драгоценные вещи, которые, однако, открывают тайны забытого прошлого... Несколько лет назад, убирая мусор возле дома № 12 по Пристанской улице в Стрельне, где живу, я зацепил граблями торчавшие из земли небольшие металлические предметы. Когда находки были очищены от грязи и ржавчины, на них проявились очертания гербов. На каждом - один и тот же рисунок. Щит герба разделен на четыре части. В первой изображен двуглавый орел, во второй и третьей - львы, раздирающие гидру. В четвертой - выходящая из облака рука с мечом. Посредине герба наложен небольшой щит с изображением орла, под ним лента с надписью: Fortitudine et Constantia. Читать далее... https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/grafskie_gerby/



полная версия страницы