Форум » Печатные издания » Полезные книги » Ответить

Полезные книги

иван: Ссылки или указания на книги художественного содержания с упоминанием Лигова или Урицка и нашей округи или полезные для краеведческой работы.

Ответов - 16

SP: На стапелях под огнем Сборник воспоминаний и очерков Составитель С. А. Боголюбов, 1986 год, Лениздат ЧИТАТЬ СКАНЫ СТРАНИЦ ЧИТАТЬ ОНЛАЙН СКАЧАТЬ PDF

иван: "Бандиты. Ликвидация. Книга первая" - Лукьянов Алексей - 2013 http://www.litmir.net/br/?b=184774&p=1 на страницах 42, 44, 45. Упоминаются: Лигово, Лассаля (ул.), Таллинское ш., Петергофское ш., старица (Дудергофка), овраг.

иван: "60-я параллель" (изд.1955 г.) - Успенский Лев Васильевич, Караев Георгий Николаевич - Страница 91 - ЛитМир.net http://www.litmir.net/br/?b=172513&p=91 В Лигове остановились так, что Вересову стало ясно: надолго! Он прислушался: сзади, в стороне Володарского уже гремело... Как только проскочили, чорт возьми! Он взял на всякий случай чемоданчик и вышел на знакомый дебаркадер*. Здесь на улице Карла Маркса жила Симочка, его двоюродная сестра, с детьми. Он нередко ездил к ней, пока не женился на Мике. Первый же взгляд вокруг заставил Андрея Андреевича нахмуриться. Чорт возьми, как хорошо он знал всё это! Перед ним было сегодня не знакомое дачное Лигово: перед ним была одна из бесчисленных «угрожаемых противником» станций, которую вот-вот придется оставить и уходить. Он их видел десятки, и всюду царила та же — ни с чем не спутаешь ее — невнятная тревога, та же суета; мелькали те же озабоченные лица... И этот пушечный гул со всех сторон... И — будь ты проклят — пулемет где-то близко работает! Это в Лигове! В Лигове! Что же делать? Стоя на деревянной платформе, он огляделся. Гм! не лучше ли отсюда перейти пешком на шоссе? Там же должен ходить трамвай! Вересов заколебался было. Но в эту самую минуту гулкий удар хлопнул прямо впереди. За паровозом вырос высокий дымовой султан. Донеслись невнятные крики. Отчаянно загудела станционная «овечка». Не раздумывая больше, капитан Вересов прошел в калитку дебаркадера, вышел на шоссе и, не задерживаясь ни минуты, зашагал через Лигово. Смеркалось. Небо было за тучами. Оглядываясь, он видел за собой целую толпу спешащих вслед за ним людей. Второй снаряд ахнул сзади, несколько правее. Просвистал и не разорвался третий... Улица Карла Маркса в Лигове, тогдашнем Урицком, необыкновенно длинна. Вот Симочкин дом. Но дверь на замке, в садике никого не видно. Мимо! Вот пошли какие-то пустыри, пруды, разломанные заборы... Мимо! Раненый отпускник Вересов, списанный «на берег», торопливо миновал желтые здания**, где у машин копошились сестры и санитары, где лежал на земле аэростат, чуть светлевший в сумерках. Шоссе. Трамвайные пути. Множество народу двигалось по влажному асфальту пешком: и направо — к городу, и налево — в Лигово и в Стрельно! Трамваи? Да что вы, товарищ командир! Какие тут, к чорту, трамваи? Тут видите, что делается! Видеть-то он видел, но, должно быть, еще не понимал этого с окончательной ясностью. Метрах в шестистах по шоссе был контрольно-пропускной пункт: стояли в очереди автомобили. Какая-то полуторатонка забрала его в кузов: «Пожалуйста, товарищ капитан!» ______________ *на дебаркадер - в смысле «на деревянную платформу станции» **желтые здания - урицкая больница


иван: «ГЛЕБ БУЛАХ. Мгновения жизни стремительной. Записки инженера, часть четвёртая – СПб., НП «Стратегия будущего», 2008. 96 с.» Публикация А.Г.Булаха (сына) СКАЧАТЬ PDF Это повесть о жизни выпускника Петроградского института путей сообщения в 1950-1970 годы. В этой, четвёртой части записок инженера рассказывается о строительстве автодороги в Таллинн военнопленными немцами, о Ленинградском текстильном институте и Одесском институте инженеров морского флота, о судьбах строителей плавучих железобетонных доков в Херсоне. Картины событий личной жизни переплетается с картинами быта и нравов вокруг. Список персоналий обширен. Действие происходит во Владивостоке, Горьком, Днепропетровске, Киеве, Красной поляне, Ленинграде, Москве, Одессе, Петропавловске-Камчатском, Ростове, Саратове, Сочи, Таллинне, Ульяновске, Херсоне. У одной из этих труб в первый же год моей работы в УС-17 я чуть было не погиб. Возле станции Лигово надо было пропустить речку Дудергофку под высокой насыпью автодороги. Для этого я предложил устроить железобетонную трубу квадратного сечения с отверстием ЗхЗ метра. Я решил осмотреть место. Электричкой приехал на станцию, прошёл несколько десятков метров по старой дороге, сошёл с неё и стал с трудом продираться сквозь густой кустарник. Вдруг, из кустов вырастает фигура сапёра, и он кричит мне: "Товарищ офицер, стойте на месте, здесь всё заминировано!". Я останавливаюсь, как вкопанный, а минёры с миноискателем в руках выводят меня кружным путём на дорогу. Только какая-то счастливая звезда спасла меня. Зато несколько немцев из ближнего лагеря подорвались, зайдя на территорию, ещё не осмотренную сапёрами. А с одним немцем даже произошла курьёзная история. Этого немца-танкиста посадили работать на тракторе, и вот, работая у самого полотна трассы, немец наскочил на мину. Взрыв принял на себя трактор. Взрывной волной немца подбросило вверх, он ловко повернулся в воздухе, упал вниз ногами на кучу песка и, как ни в чём не бывало, отбежал в сторону от взорванного трактора. Оказалось потом, что до призыва в армию, он был акробатом в цирке. Особенно интересными для меня было сооружение путепроводов в Таллинне и у станции Горелово. Для постройки этих путепроводов я разработал новую для автодорожников методику бетонирования пролётного строения без стыков бетона. Мне пришлось внести ряд усовершенствований и в конструкцию железобетонных пролетов и в конструкцию подмостей. Сами бетонные работы я выполнил за несколько десятков часов вместо обычных нескольких недель. Много лет спустя я не один раз проезжал по дороге в Таллинн и с тайной гордостью и любовью смотрел на сооружения, построенные по моим проектам, при моём участии, на мосты и путепроводы, в которые была вложена какая-то частица моего существа и которые переживут меня. В одном древнеегипетском папирусе сказано: "Существует нечто, перед чем отступает и безразличие созвездий и вечный шёпот волн, - это деяния человека, отнимающего у смерти её добычу". Какая глубокая мысль заложена в этой фразе, написанной много тысячелетий тому назад!

иван: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 Под редакцией министра путей сообщения СССР Н. С. КОНАРЕВА Отступая, гитлеровские войска разрушали железные дороги. Взрывали и уничтожали мосты, верхнее строение пути, линии связи, устройства водоснабжения, паровозного и других хозяйств. Часть оборудования вывезли. На станции Красное Село враг затопил пути, взорвав подпорную стену у озера. От взрывов бомб, заложенных в земляное полотно, образовывались громадные бреши, достигавшие 300 метров. Многие участки пути и другие железнодорожные объекты были заминированы. Только на линии от платформы Дачное до станции Лигово саперы извлекли и обезвредили на каждом километре до 1500 мин.

иван: Андрей Мартьянов Посредник «Секретно. Начальнику 4-го отд. АБТУ РККА военинженеру 1-го ранга т. Алымову. Доношу, что в 09 часов 12 минут 15 сентября 1939 г. во время приемо-сдаточного пробега машина Т-28 столкнулась с пассажирским поездом, который следовал из Ленинграда в Москву. Столкновение произошло в районе Ленинграда на переезде между Лигово и Негорелово Балтийского участка Октябрьской железной дороги. Переезд неохраняемый. Шлагбаума нет. Сигнализация отсутствует. Состояние погоды – моросящий дождь, туман. Управлял машиной воентехник 1-го ранга тов. Розов. В результате столкновения произошло: По личному составу. 1. Из личного состава и пассажиров поезда ранено один тяжело и пять легко. 2. Из тяжело раненных – инспектор ОТК цеха тов. Ильин – умер в больнице. 3. Воентехник 1-го ранга тов. Розов имеет ранение головы. Сегодня положен в госпиталь. По машине. 1. Сбита малая башня. 2. Сорван кривошип ленивца. 3. Повреждена ходовая часть. 4. Корпус требует ремонта. По подвижному составу железной дороги. 1. Паровоз сошел с рельс. Требует среднего ремонта. 2. Почтовый вагон сгорел. 3. Два классных вагона требуют капитального ремонта (один вагон эстонский) и один классный вагон – текущего ремонта. 4. Путь поврежден на расстоянии 130 метров. Прокуратура железной дороги дело о расследовании столкновения передает в военную прокуратуру ленинградского гарнизона. Подпись: старший военпред АБТУ РККА военинженер 2-го ранга Шпитанов. 16 сентября 1939[1]».

иван: Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне Красные авиасилы под Петроградом в начале осенних боев насчитывали более 50 сухопутных и морских самолетов. В сентябре они еще пополнились за счет переброшенного из-под Архангельска Северного воздушного дивизиона в составе 12 истребителей. Столь солидное по тем временам число машин, развитая аэродромная сеть и хорошо налаженная ремонтная база позволяли советской авиации работать с большой интенсивностью. Например, 15 и 16 октября морские «Ньюпоры» 10 раз вылетали на разведку. Правда, о большинстве этих полетов в «журналах боевых действий» остались записи типа: «заблудился в облаках и вернулся обратно» или «ввиду низкой облачности задание не выполнено». Один истребитель попал в туман и разбился у Белоострова. 19 октября [1919] распогодилось. В этот день «Ньюпоры» совершили десять, а гидропланы М-20 – четыре боевых вылета. Разведка обычно сопровождалась бомбардировкой и обстрелом из пулеметов обнаруженных целей. Один гидросамолет вернулся с пулевыми пробоинами, один истребитель разбился при посадке. В оперативной сводке штаба флота сообщалось: «Наши аппараты в течение дня произвели 8 вылетов (остальные приходятся на „сухопутную“ авиацию. – Прим. авт.), в которых участвовало 19 аппаратов, причем сбрасывали бомбы и стрелы на неприятельские части в районе Лигово, Стрельна и обстреливали противника пулеметным огнем, снижаясь до 50 саженей». В последующие пять дней красные летчики выполнили еще 12 боевых вылетов. 23 октября гидроплан-разведчик был подбит огнем с земли в районе Красного села. Летчик сумел перетянуть через линию фронта и приземлиться на суше под Петергофом. От посадки на днище аппарат получил серьезные повреждения, но экипаж остался невредим.

иван: Николай Чуковский Девочка-жизнь Пожары окружали город кольцом со всех сторон, но ярче всего пылали на юге и юго-западе – там, казалось, текла золотая река. Это горело Лигово, горела Стрельна. Это была та петля, которая душила нас. Днем она была невидима, хотя мы чувствовали ее каждую минуту. Но ночью она становилась зримой. Я впервые с такой наглядностью видел весь этот медленно стягивавшийся смертельный круг и смотрел, смотрел, задыхаясь от ненависти.

иван: Ю.К. Герасимов, Ж.Г. Скверчинская ЧЕРКАСОВ То, что оба сына наделены отличным слухом, родители знали давно. По их пению. И это казалось естественным. В семье и среди ближайшей родни все любили и умели петь, многие были музыкально одаренными. Коля начал занятия с большой охотой. Нотная грамота давалась ему легко. Скромную материнскую технику игры на рояле он перенимал быстро, обещая в недалеком будущем превзойти свою учительницу. С тех пор отец старался почаще брать сына в театр, на концерт, а то и в Никольский собор на праздничную службу с прекрасным хором. Константин Александрович понимал хорошее церковное пение. В отличие от своей жены, питавшей явное пристрастие к легким и камерным жанрам, он отдавал предпочтение серьезной симфонической музыке. Но более всего он любил оперу. Чтобы достать билет в привилегированный Мариинский театр, нужно было выстоять огромную очередь, занимаемую с ночи, или втридорога заплатить барышнику. Таких возможностей у Константина Александровича не было. Но помог случай. Еще в бытность дежурным по станции Лигово он близко познакомился с жившим там на даче артистом Мариинского театра И.С. Григоровичем, обладателем сильного и красивого баса-«профундо», а затем и с В.И. Касторским, знаменитым лирическим басом, блиставшим в ролях Руслана, Гремина, исполнителем ведущих партий в операх Вагнера. Черкасовы стали ходить в оперу по контрамаркам. Потом благодаря протекции Касторского они получили возможность приобретать сезонные абонементы в Мариинский театр. Николай Константинович Черкасов (1903—1966) — выдающийся советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий. Николай Черкасов родился 14 (27) июля 1903 год в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.[Википедия] В тексте упоминается отец Николая - Константин Александрович Черкасов, работавший телеграфистом на Балтийской железной дороге. Григорович Иван Стахиевич (Стахов) (1872, Киев — ?) — арт. оперы (бас). Род. в семье дьякона. Работал счетоводом на Юго-Запад. ж. д. в Киеве. С 1897 обучался пению в Петерб. конс. (кл. В. Самуся). В 1901—25 арт. петерб. Мариинского т-ра. Обладал красивым голосом. Касторский Владимир Иванович (1870-1948) российский певец (бас), заслуженный деятель искусств России (1939). С 1898 солист Мариинского, затем Ленинградского театра оперы и балета. Один из лучших исполнителей партий в операх Р. Вагнера.

иван: Михаил Зефиров, Дмитрий Дёгтев, Николай Баженов ЦЕЛЬ – КОРАБЛИ Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота Недолгий путь Чудской флотилии Необходимость создания военной флотилии на Чудском озере возникла в тот момент, когда Вермахт занял Ригу и вышел на рубеж реки Западная Двина. 3 июля приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района (МОЛИОР) контр-адмирала Самойлова на базе дивизиона учебных кораблей высшего военно-морского инженерного училища была сформирована Чудская военная флотилия (ЧВФ). Ее командующим был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов. В целом новое формирование было подчинено МОЛИОРу, а в оперативном отношении – командованию сухопутных войск. Этот же приказ предписывал изъять все плавсредства у их владельцев и перевести из западной части озера в восточную. Чудское озеро имеет площадь 2670 кв. км, средняя глубина в нем 7,1 м, а наибольшие «впадины» достигают 15 метров. На юге оно соединено с небольшим Теплым озером, которое, в свою очередь, также на юге соединяется с Псковском озером. И общая площадь объединенного водоема составляет уже 3550 кв. км. Главной задачей импровизированной флотилии являлась поддержка своих войск огнем, переправа их с берега на берег и, в свою очередь, препятствование переправе немцев. Главной базой ЧВФ был определен город Гдов, на восточном берегу Чудского озера. Надо сказать, что вновь созданный «флот» собирался с миру по нитке. В Ленинграде удалось наскрести 427 человек личного состава, но совершенно отсутствовали орудия, снаряды, пулеметы и прочая необходимая техника. В конце концов штаб МОЛИОР сумел раздобыть две 76-мм пушки с легендарного крейсера «Аврора», девять «сорокапяток», некоторое количество винтовок, мин, пулеметов, продуктов и обмундирования. 9 июля все это хозяйство на 18 автомашинах отправилось от станции Лигово, под Ленинградом, в Гдов. По дороге «путников» атаковала германская авиация, и в итоге до места назначения добрались только 13 грузовиков. За 28 часов колонна преодолела 250 км, и 11 июля достигла озерной «военно-морской базы». Туда также прибыл представитель штаба МОЛИОРа батальонный комиссар А. Т. Караваев, и нельзя сказать, что увиденное сильно обрадовало его. Он знал, что еще в феврале 1941 г. нарком ВМФ Кузнецов разрешил передать училищу суда бывшей эстонской пограничной флотилии, которые предназначались для подготовки и морской практики курсантов. Корабли, доставшиеся от эстонцев, были отремонтированы и с начала июня начали плавать по озеру. На них было всего четыре станковых пулемета и несколько винтовок. Таким образом, все стоявшее на плесе Чудского озера около Гдова никак не могло оправдать даже самых скромных ожиданий прибывшего политработника. Ядро Чудской флотилии составили три учебных корабля – «Нарва», «Эмбах» и «Исса», которые по этому поводу срочно переименовали в канонерские лодки. «Нарва» водоизмещением в 110 тонн, как и плавбаза «Плюсса» водоизмещением 150 тонн, была колесным пароходом. При этом на плавбазе машины были столь изношены, что она не могла самостоятельно передвигаться. Винтовые «Исса» водоизмещением 110 тонн и «Эмбах» водоизмещением 115 тонн имели бронированные рубки и площадки для установки двух орудий. Однако артиллерийского вооружения на них не было вовсе, а в качестве топлива использовались дрова! Кроме того, в состав флотилии вошли посыльное судно «Уку», семь озерных и речных пароходов, 13 моторных катеров и несколько барж. Вспомогательные силы флотилии состояли из госпитального судна «Нептун» и нескольких старых буксиров, которые силами курсантов были приведены в более или менее сносное состояние. Защита экипажей катеров от осколков осуществлялась мешками со шмотьем, брошенным при эвакуации! Вот с таким «флотом» предстояло «препятствовать переправе вражеских войск». Мир, наверное, еще не знал столь жалкой и смешной эскадры.

иван: Книга историка Петербурга - Ленинграда Столпянского П.Н. (1872 - 1938) «Петергофская першпектива» СКАЧАТЬ PDF Источник: П.Н. Столпянский. «Петергофская першпектива». Историко-художественный очерк. Государственное издательство. Санкт-Питер-Бурх, 1923 г. Вслед за больницею на 11-ой версте, известной под именем «Больницы всех скорбящих», наше внимание должно быть обращено на станцию Лигово. Здесь в Елизаветинское время было придворное село Лига. В 1755 году вызывались «желающие вновь построить казенную мельницу, мельничный амбар и шлюзы». Кроме мельницы, в деревне Лиге были, видимо, довольно большие фруктовые сады, по крайней мере, мы находили такие данные в 1759 году: «В дворцовой деревне Лиге, лежащей по Петергофской дороге, желающим взять на откуп казенные сады на 5 лет и дать больше 114 рублей в год с яблоками про дворцовые расходы более 10000 на каждый год, могут явиться в дворцовой конторе». Мельница, построенная в Лигове в 1755 году, перестраивалась впоследствии и была доходной статьею еще в первой четверти XIX века, по крайней мере в 1821 году арендатор этой мельницы давал о ней следующие сведения: «Нижеподписавшийся владетель Лиговской мельницы, по Петергофской дороге на 10 версте извещает почтенную публику, что мельница его теперь находится в лучшем состоянии и что на ней принимаются всякого рода сукна для валяния, мытия, равно как и всякого рода рожь и перловая крупа, также можно отдавать и крепостных для обучения сукновалянию. Там отдается и большой каменный двухэтажный дом, заключающий 30 чистых комнат, с сараями, конюшнями, ледниками и садом, в коем есть аллеи и пруды. Дом сей, по приятному своему местоположению, весьма удобен для жительства». В Екатерининские дни дворцовая деревня Лигово была пожалована князю Григорию Григорьевичу Орлову, который здесь выстроил себе двухэтажный дворец, в настоящее время приходящий в полный упадок. Князь Григорий Орлов завел в Лигове большое хозяйство: «в вотчине его светлости князя Григория Григорьевича Орлова, — читаем мы в 1779 году, — в мызе Лигово продается рожь, до несколько тысяч четвертей по 3 рубля четверть». В своем саду по берегу речки Лиговка князь сажал особой породы ветлы, часть коих сохранилась и до нашего времени. По смерти князя Лигово досталось побочной его дочери Наталии, по фамилии Алексеевой, вышедшей впоследствии за графа Ф. Ф. Буксгевдена. Заботы графа об имении выразились только в том, что в 1769 г. перестроил существовавшую в Лигове часовню в каменную церковь во имя св. Адриана и Наталии; сам граф, видимо, на этой мызе не жил, и она сдавалась желающим провести лето недалеко от Петербурга. В 1840 году Лигово еще раз переменило владельца, оно перешло к другому графу Григорию Григорьевичу Кушелево-Безбородко [*], который стал продолжать в этом имении сельскохозяйственные опыты, начатые здесь князем Гр. Орловым; у Кушелева для этих опытов был приглашен англичанин, член вольно-экономического общества, Захар Захарович Маклотлин [**]. Впечатление от этого имения описывалось в 1848 году следующим образом: «Тут русская усовершенствованная деревня вблизи города, тут подпетербургское хозяйство с искусственными лугами, напоминающими Англию или Фландрию, тут поля с необычными хлебами, картофель в изобилии не в грядах, а в поле и на полях. Русские мужички и русские хорошо выдержанные лошади, кормленные овсом, а отнюдь не соломою с крыши, работают усовершенствованными орудиями по всем законам современной рациональной агрономии». Вот еще некоторые любопытные подробности из ведения хозяйства в Лигове: «В центре мызы я увидал красивое нововыстроенное здание с зеленою бумажною крышею — семенной магазин, а перед ним разбиты куртины, засеянные разными растениями, разводимыми тут для пробы, а вблизи его имеются образцовые поля, где на отдельных полосах шириною в 2 сажени, длиною в 60 сажен растут все полевые растения, разводимые в Лигове, против каждой полосы на образцовом поле столбик с дощечкою, с надписью названия растения. Это просто энциклопедический на случай репертуар всего Лиговского хозяйства, избавляющий проводников от необходимости ходить по всем полям, из коих некоторые находятся в довольно отдаленных местах». Но в конечном результате попытка завести в Лигове рациональное хозяйство кончилась тем же, чем обыкновенно кончались все подобные затеи бар русской действительности крепостного времени — некоторое время тратились изрядные суммы, держался управляющий из иностранцев, а затем переставали давать деньги, управляющий уезжал, и имение или продавалось, или, придя в упадок, влачилось, как говорят, через пень и колоду. И Лигово в конце концов из имения Екатерининского любимца и имения просвещенного крепостника Кушелева превратилось в обычную пригородную дачную местность, отличающуюся всеми недостатками, свойственными подобным дачам. ______________________ * правильно - без второй фамилии Безбородко. ** Scot McLothlin http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=659

иван: Столпянский П.Н. «Петергофская дорога и музыкальный Петербург» http://www.ozon.ru/context/detail/id/5731437/

ALEX: Новая книга Н. А. Перевезенцевой это неторопливое, с остановка-ми на всех станциях, путешествие по Балтийской железной дороге в ста-ром вагоне старого поезда http://refdb.ru/look/2520718-pall.html

иван: Какая же она новая? © Н.А. Перевезенцева. 2004 г. © Издательство ОСТРОВ 2004 г. © Р. В. Кашин. Обложка. 2004 г.. И текст отсканирован ужасно На базовом сайте есть ссылка на текст книги: http://ligovo-spb.ru/www.html

иван: Александр Гущин Империя зла 2008 <...> Летом 1984 года Александр купил за 500 долларов автомашину – старенькую "копейку" в Нидерландах и привез её в Ленинград. Федосеев не смог убедить Александра, что Пущаев Евгений Викторович, который ремонтировал ему этот ВАЗ 2101 работник советской спецслужбы. Пущаев работал в обществе кооперативных гаражей "Лигово", что на юго-западе Ленинграда. Начальником этого общества был его родственник, который, как говорил Евгений Викторович, вместе с районным судьей ходил в баню. <...>

иван: Андрей Константинов Коррумпированный Петербург (документальные очерки). Это новое «Ленинградское дело», возникшее из пустяка, дает полную картину жизни, бурлившей в то время на просторах необъятной державы. Здесь и несчастный мужчина, боявшийся признаться своей супруге в потере перчаток по пьянке, и жесткие методы оперов из отделения милиции (вот они — проценты раскрываемости!), и мощный прессинг партийных органов в отношении прокуратуры, и коварство системы, готовой на все ради сохранения чести уже изрядно запятнанного мундира. С другой стороны, мы видим здесь и пример настоящего мужества следователя и судьи, перед которыми стоял непростой выбор. Показательно и другое, совсем незначительное дело заведующего лесоторговой базой в Лигово, имевшее место в начале все тех же 1970-х. Бизнес преуспевающего взяточника шел прекрасно — за энную сумму у него можно было прикупить разнообразные стройматериалы. Помнится, любое приобретение гражданина в те славные годы сразу же вызывало заинтересованный вопрос — где взял? — друзей, родственников и коллег по работе. Этим же вопросом задавались и работники правоохранительных органов. <...> следователи, и сами измордованные всеобщим дефицитом и невозможностью купить самое необходимое, пришли к выводу, что нет никакого смысла в привлечении к уголовной ответственности людей, вынужденных «доставать» (любимое словечко тех времен) за взятки столь необходимые им строительные материалы для ремонта собственных жилищ. Тем более, сама центральная фигура процесса, лихоимец и взяточник — уже сидел. Судья прислушался к мнению коллег из прокуратуры, и в данном случае здравый смысл восторжествовал… Тем самым косвенно было признано, что вопрос, ежедневно решаемый миллионами советских людей: «Давать или не давать?», из сферы морально-нравственной перешел в плоскость элементарного выживания и стал синонимом вопроса: «Жить или не жить?». Это было уже серьезно. Жизнь в стране после многочисленных потрясений прошлых лет потихоньку стабилизировалась, но попрежнему заставляла граждан постоянно давать взятки…



полная версия страницы